logo
Шипицына Л

6.2. Рождение ребенка с нарушением психического

развития как фактор, влияющий

на жизнедеятельность семьи

Обстоятельством, затрудняющим функционирование семьи и ставящим ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, является рождение и воспитание ребенка с различными отклонениями в психическом развитии. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают множество трудностей различного характера. Помимо, так называемых, «нормативных агрессоров» (Э. Г. Эйдемиллер, В.В.Юстиц-кий, 1989), которые испытывают все семьи, здесь имеет место ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье. Во-первых, родители, как правило, неподготовлены к такому трагическому для них событию, и> как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. Во-вторых – оказываются затронутыми все основные сферы *Изни семьи.

Рождение больного ребенка всегда является трагедией ддя с мьи. В течении 9 месяцев родители и все члены семьи с нетерпещ, ем и радостью ждали появление на свет малыша. Рождение больно го ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм котор0~ можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертЬ1о самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке (Е. М. Мастюкова, А. Г. Москвина, 1991).

Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем – все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Горе, боль и отчаяние, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психическое здоровье семьи. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, часто в такой семье забывают о потребности в совместном проведении досуга и отдыхе. Искажается и функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Вырастая, дети не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально-эр0' тической функции. Не видя своего продолжения в ребенке с нарушением психического развития, родители вместе с тем из-за боязни повторения ситуации отказываются от рождения второго

Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в

учае рождения ребенка с нарушением психического развития,

°J язаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью

° шения множества проблем, отличающихся от обычных трудно-

Р % Патогенное влияние данного события особо велико, так как