logo
Шипицына Л

2.4. Систематика умственной отсталости

В настоящее время существует большое количество различных систематик. Только в англоязычных странах их насчитывается свыше 20. Классификации умственной отсталости отличаются друг от друга в зависимости от того, что считают основным в этиологии и патогенезе этого заболевания.

Разнообразие симптоматики умственной отсталости является причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Так, в прошлом веке выделялись такие типы олигофрении, как: апатичный, ажитированный, сенситивный, боязливый и т.д. (Г.Я.Трошин, 1915).

Вопрос о классификации умственной отсталости является сложным и дискуссионным. Некоторые авторы (К. Paddle, 1934 и др.) пытались выделять различные типологические особенности у детей с легкой степенью умственной отсталости: сексуальный, драчливый, напористый, тип стяжателя.

Так, К. Schneider (1949) разделил детей с олигофренией на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленного упрямого, инертно-пассивного. C.Frankenstein (1964) использовал в своей классификации также особенности развития личности. На основе интеллектуального дефекта (ригидности психики, отвлекаемости, автоматизма реакций и т. д.) им выделены 4 типа умственной отсталости: агрессивный, подозрительный, покорный, апатичный.

Другие (A. F. Tredgold 1937, 1952; R. Cook, 1944) подменяют систематику умственной отсталости перечислением болезненных состояний, при которых наблюдаются симптомы слабоумия.

Отдельные симптомы или клинические картины в целом использовались как ведущий критерий для выделений форм умственной отсталости и другими авторами (ФрейеровО. Е., 1964; KohlerCh., 1963; O'Connor G. Dingman, 1966 и мн. др.).

Приведенные выше классификации недостаточно разработаны. В них наиболее яркий симптом используется формально для обозначения клинической группы или группировки. Такое деление не ориентирует специалистов на адекватную коррекцию, лечение и обучение и не позволяет оценить прогноз.

Расширение знаний о причинах психического недоразвития привело к созданию различных классификаций на основе этиологических принципов. Типичным примером такой классификации является дихотомическое деление олигофрении по происхождению (A. Srauss, 1939). Он предложил выделить 2 типа общего психического недоразвития:

1) Экзогенный (органический). У больных нет грубых неврологических нарушений, характеризуется выраженным нарушением восприятия и образования понятий. Больные этого типа с трудом выполняют невербальные задания, легко отвлекаемы. Их поведение характеризуется импульсивностью, недостатком контроля, агрессивностью, расторможенностью, гиперактивностью.