1.10. Методика «незаконченные предложения»
В соответствии с техникой методики «Незаконченные предложения» испытуемому предлагается закончить предъявляемые ему предложения, составленные таким образом, что допускается практически неограниченное разнообразие возможностей их завершения. Полученные фразы рассматриваются как отражение значимых, актуальных для личности переживаний.
Ф.И.О. ................................................................................................
1. Здоровье моего ребенка было бы хорошим, если бы ..................
2. Он заболел, потому что ................................................................
3. Когдая думаю о его болезни........................................................
4. Чтобы лечиться, нам нужно.........................................................
5. Я хочу, чтобы когда-нибудь..........................................................
6. Когда стало известно о болезни моего ребенка, моя семья ........
7. Когда мой ребенок видит врачей .................................................
8. Его здоровье зависит, прежде всего, от........................................
9. Самое неприятное в его болезни .................................................
10. Ядумаю, что лечение его болезни ...............................................
И. Будущее кажется мне....................................................................
12. Мои близкие думают, что я ..........................................................
13. Я хотел бы, чтобы врачи...............................................................
14. Другим я посоветовал бы .............................................................
15. С такой болезнью, как у моего ребенка.......................................
16. Если бы все знали какя боюсь.....................................................
17. Чаще всего мне становится легче от ............................................
18. Все ждут, чтоя ..............................................................................
19. Когда мы с ребенком приходим к врачу ......................................
20. Если бы мой ребенок был здоров.................................................
21. Среди многих других болезней, болезнь моего ребенка .............
22. С болезнью моего ребенка у меня связано чувство .....................
23. Если бы лечение ...........................................................................
24. Я верю, что в будущем..................................................................
25. В моей семье .................................................................................
26. Когдая впервые узнал(а) о болезни ребенка...............................
1.11. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ
(по С. Р. Пантелееву)
В исследованиях Пантелеева С. Р. была выявлена структура самоотношения, включающая три составляющие: самоуважение, аутосимпа-тию и самоуничижение.
Схема строения самоотношения (по результатам факторного анализа групповых данных)
Факторы модальности
| Самоуважение
| Аутосимпатия
| Самоуничижение
|
Шкалы (аспекты)
| Саморуководство Самоуверенность Отраженное самоотношение Социальная желательность «Я»
| Самопривязанность Самоценность Самопринятие
| Внутренняя конфликтность Самообвинение
|
Указанная структура была выявлена при статистическом анализе пунктов опросника самоотношений, сконструированного С. Р. Панте-левым. Данный опросник включал 9 субшкал.
Назначение: Для выявления особенностей самоотношения личности.
Предполагает выявление следующих характеристик:
– закрытости,
– самоуверенности,
– саморуководства,
– отраженного самоотношения,
– самоценности,
– самопринятия,
– самопривязанности,
– внутренней конфликтности,
–-самообвинения.
Возрастная валидность. Применяется, начиная с 15–16 лет. Текст опросника, содержащий НО утверждений, регистрационный лист, ключи, шкала перевода сырых оценок в шкальные. Допускается групповое проведение и индивидуальное.
Нормы и средние значения:
– от 1 до 3 стенов низкие значения по шкале;
– 4-7 – средние;
– 8–10 – высокие.
Шкала 1: закрытость-открытость (14 пунктов). Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:
– Иногда я пытаюсь выдавать себя не за того, кто я есть.
– Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
– Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
– Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
Таким образом, шкала оценивается как глубокое или поверхностное проникновение в себя, открытое или закрытое (защитное) отношение к себе.
Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов). Примеры пунктов:
– Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
– Я человек надежный.
; – Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя. : – Мне кажется, что мало кто уважает меня по настоящему.
– Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
Отмеченный фактор заденет отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.
Шкала 3: саморуководство (12 пунктов). Примеры пунктов:
– Если я и спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
– Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
– Я сам создал себя таким, каков я есть.
– Ко мне относятся так, как я того заслужил.
– Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
– То, что со мной случается это дело моих собственных рук.
Данный фактор может быть интерпретирован как отражающий представление о том, что основным источником активности и достижений, касающихся как деятельности, так и личности субъекта, является он сам.
Шкала 4: отраженное самоотношение (11 пунктов). Примеры пунктов:
– Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
– Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
– Сомневаюсь, что вызываюсимпатиюубольшинстваокружающих.
– В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.
Содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т. д. или противоположные им чувства. Речь идет о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта.
Шкала 5: самоценность (14 пунктов). Примеры пунктов:
– Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяет мою ценность как личности.
– Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
– Иногда я сомневаюсь, можно ли полюбить меня по настоящему.
– Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было побольше, то жизнь бы изменилась в лучшую сторону.
Положительный полюс данной шкалы характеризует ощущение ценности личности и предполагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.
Шкала 6: самопринятие (12 пунктов). Примеры пунктов:
– Можно сказать, что я себе нравлюсь.
– Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по настоящему.
– Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
– Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
– Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.
Согласно содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Снижение симпатии не обязательно должно вести к повышению самообвинения.
Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов). Примеры пунктов:
– Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
– Мой характер, каким бы он не был, вполне меня устраивает.
– Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
– Мне еще не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
Утверждения, относящиеся к данному фактору, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я концепции, нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Противоположный полюс характерен для людей с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.
Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов). Примеры пунктов:
– Порой мне кажется, что я какой-то странный.
– Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
– Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
– У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
– Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
– Что-то мешает мне понять себя по настоящему.
Содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. Они отражают тенденцию к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного «Я». Такое чувство может сопровождаться тревожно депрессивными состояниями, низкой самооценкой, недовольством наличной ситуацией, подчеркиванием трудностей, самоуглублением и наличием ригидных аффективных комплексов.
Шкала 9: самообвинение (10 пунктов). Примеры пунктов:
– Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
– Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.
– Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
– Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
– Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
Содержание данного фактора связано с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Данный фактор не включает утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсной фактор, обладающий самостоятельным значением в системе самоотношения.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29