logo
Шипицына Л

9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.

11 шкала. Гибкость в общении. Спад показателей по этой шкале говорит о трудностях в межличностном общении, прежде всего в процессе самораскрытия и самовыражения, избегании личного общения, неуверенности в своей привлекательности, интересности и т. д.

С определенной долей основания можно предполагать, что гистограмма самоактуализации личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов, отражает не только особенности их характера, но и во многом типичную для многих из них жизненную ситуацию. Вместе с тем, существует и обратная связь: чем ниже показатели, тем тяжелее переживается характер собственной жизненной ситуации, тем более она воспринимается как бесперспективная и безысходная.

Матери с низкими показателями личностного профиля, как правило, весьма категоричны в оценке своих детей, как в положительном, так и в отрицательном отношении. Их оценка характеризуется ригидностью и фрагментарностью. У них, скорее всего, устанавливаются жесткие симбиотические связи со своими детьми. Описанные личностные свойства, и формирующиеся под их влиянием отношения с ребенком, могут служить негативным фактором в развитии навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек – человек» и «человек – предмет».

Проведенные исследования и полученные результаты выявили как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем воспитания молодых инвалидов, что помогает в разработке психокоррекционных программ, ориентированных как на семейные отношения в целом, так и в отдельности на родителей и их детей.

Полученный эмпирический материал и его анализ демонстрирует, что степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой и поведенческой патологии Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других пере менных.