logo
Шипицына Л

1.12. Методика «самоактуализация»

(по А. Маслоу)

Самоактуализация – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно, это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Человек, вышедший на путь самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д.

Для К. Роджерса самоактуализация – сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях. Человек имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Человек должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации.

Тест «Самоактуализация» в адаптации Н.Ф.Калиной состоит из 100 пар утверждений, в каждом из которых испытуемый должен выбрать одно, более всего подходящее к нему.

1. а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас, б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

2. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом, б) Не могу сказать, что мне правится моя работа и то, чем я занимаюсь.

3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным.

б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.

4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах, б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

5. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.

б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.

6. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты, б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

7. а) Способность к творчеству – природное свойство человека, б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.

8. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства.

б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9. а) Я часто принимаю рискованные решения, б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным.

б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

11. а) Я люблю оставлять приятное «на потом», б) Л не оставляю приятное «на потом».

12. а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику.

б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.

13. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии.

б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.

14. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь, б) Я себе нравлюсь.

15. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

16. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения, б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.

17. а) Довольно часто мне скучно, б) Мне никогда не бывает скучно.

18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность, б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.

19. а) Иногда мне трудно быть искренним, б) Мне всегда удается быть искренним.

20. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим.

б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям, б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.

22. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю, б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне этого не удается.

23. а) Эгоизм – естественное свойство любого человека, б) Большинству людей эгоизм не свойствен.

24. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время.

б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.

25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.

б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

20. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают Окружающие.

б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.

27. а) Прошлое, настоящие и будущее представляются мне единым целым.

б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.

20. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие, б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.

29. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны.

б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.

30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю. б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

32. а) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других.

б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу.

б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.

34. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех.

б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

35. а) Люди редко раздражают меня, б) Люди часто меня раздражают.

36. а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил, б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.

37. а) Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям, б) Главное в жизни – делать добро и служить истине.

38. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным, б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

40. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной.

б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами.

41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами.

б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.

42. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере.

б) Я скептически отношусь к большинству нововведений о своей профессиональной области.

43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.

б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.

44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.

б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45. а) Секс без любви не является ценностью.

б) Даже без любви секс – очень значимая ценность.

i 46. а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника, б) Я не чувствую себя ответственным за это.

; 47. а) Я легко мирюсь со своими слабостями.

б) Смириться со своими слабостями мне нелегко. 40. а) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому.

б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.

49. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг, б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений.

50. а) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления», б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.

51. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого.

б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества, б) В жизни очень важно приносить пользу людям.

53. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах, б) Я не люблю споров.

54. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами, б) Подобные вещи меня не интересуют.

55. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи.

б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.

56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями. б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.

57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства.

б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.

58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями.

б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

59. а) Человеку свойственно стремиться к новому.

б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

60. а) Я думаю, что неверно выражение «век живи – век учись», б) Выражение «век живи – век учись» я считаю правильным.

61. а) Я думаю, что смысл жизни заключатся в творчестве, б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.

62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен, б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

63. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую, б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.

64. а) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим даром, б) Талант и способности значат больше, чем долг.

65. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми, б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66. а) Я стараюсь избегать огорчений.

б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.

67. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться, б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.

68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку, б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли, б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость, б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области, б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

72. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья, б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

73. а) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь, б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

74. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется, б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы.

76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой, б) Обычно оценить человека очень легко.

77 а) Для творчества нужно очень много свободного времени.

б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте.

б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

79 а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко, б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.

80. а) Я считаю себя творцом своего будущего.

б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

81. а) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным, б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками».

82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства, б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

83. а) Иногда я боюсь быть самим собой, б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях.

б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.

85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное, б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу, б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

87. а) Я стараюсь не быть «белой вороной», б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни.

б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства, б) Я никогда этого не стыжусь.

90. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

91. а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.

92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими.

б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

93. а) Я мирюсь с противоречиями о самом себе.

б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства.

б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности.

95. а) Я уверен в себе.

б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих

отношений.

б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений. 97 а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю.

б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

98. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой, б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

99. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному, б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника.

100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление, б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

Ключ к опроснику

Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:

1 б

266

516

76 а

27 а

52 а

776

36

20 а

53 а

786

46

296

546

796

56

30 а

556

80 а

66

316

566

816

32 а

576

826

86

336

50 а

836

346

59 а

84 а

10а

35 а

606

85 а

11 а

366

61 а

86 а

126

376

626

876

13 а

386

636

88 а

146

39 а

646

. 896

15 а

406

656

90 а

166

41 а

666

91 а

176

42 а

676

92 а

Юа

436

606

93 а

196

44 а

69 а

94 а

206

45 а

706

95 а

21 а

466

71 б

966

226

47 а

72 а

976

236

48 а

73 а

906

246

496

746

99 а

25 а

506

75 а

1006

Отдельные шкалы опросника представлены следующими пунктами:

1. Ориентация во времени: 16, Па, 176, 246, 27а, 366, 546, 636, 73а, 80а.

2. Ценности: 2а, 166, 18а, 25а, 28а, 376, 45а, 556, 6la, 646, 72а, 816, 85а, 966, 986.

3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 236, 41а, 506, 59а, 69а, 76а, 826, 86а.

4. Потребность в познании: 86, 246, 296, 336, 42а, 516, 53а, 546, 606, 706.

5. Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 106, 25а, 20а, 336, 346, 436, 52а, 556, 61а, 646, 706, 716, 776.

6. Автономность: 56, 9а, 10а, 266, 316, 32а, 376, 44а, 566, 666, 686, 746, 75а, 876, 92а.

7. Спонтанность: 56, 21а, 316, 386, 39а, 48а, 576, 676, 746, 836, 876, 896, 91а, 92а, 94а.

8. Самопонимание: 46, 13а, 206, ЗОа, 316, 386, 47а, 606, 796, 93а.

9. Аутосимпатия: 66, 146, 21а, 226, 32а, 406, 496, 58а, 676, 686, 796, 84а, 896, 95а, 976.

10. Контактность: Юа, 296, 35а, 466, 48а, 53а, 626, 786, 90а, 92а. И. Гибкость rобщении: 36, Юа, 126,196, 296, 32а, 466,48а, 656,99а.

Примечание:

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время, как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.

1.13. Анкета № 1

(ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ ИНВАЛИДАХ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Сведения об анкетируемом

Возраст

Пол

П муж

П жен

Образование и его профиль

0 среднее D сред, технич. D н/высшее П высшее

D техническое П культ., искусство D гуманитарное П естест. науки

1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации?

Да Нет Не знаю Взрослых П D D Детей П D D Инвалидов П D П

2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями?

Телевидение

Радио

Газеты, журналы

Популярная литература

Научная литература

Педагоги, воспитатели

Ваш вариант источника

D

а п а а п

3. Имеются ли, по Вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов? П Да П Нет П Не знаю

4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?

Да

Нет

Не знаю

Взрослым

D

П

П

Детям

D

D

П

Их родителям

D

D

п