logo
Шипицына Л

7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Представляло интерес выявить особенности структуры самоотношения личности матерей, имеющих больного ребенка по сравнению с женщинами, воспитывающих здоровых детей.

В качестве исследовательского инструмента была использована методика «Исследование самоотношения» С.Р.Пантелеева, тест-опросник предполагает выявление 9 характеристик, позволяет построить индивидуальный профиль самоотношения и обладает высокими диагностическими возможностями (приложение 1.11).

Анализ полученных результатов по данной методике показал, что при исследовании структуры самоотношения матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта (41 чел.) и здоровых детей (20 чел.) имеется разница по всем шкалам (табл. 31).

В опытной группе по сравнению с контрольной отмечались более высокие значения по 4-м шкалам:

«внутренняя конфликтность» – в 1,6 раза;

«самообвинение» – в 1,7 раза;

«закрытость» - в 1,2 раза;

«отраженное самоотношение» - в 1,1 раза.

В опытной группе по средним значениям показатели 4-х шкал

Таблица 31

Структура самоотношения матерей опытной и контрольной групп

Шкалы

Средние значения

Опытная группа

Контрольная группа

1

Закрытость

6,7

5,7

2

Самоуверенность

6,4

12,0

3

Саморуководство

5,9

8,6

4

Отраженное самоотношение

7,3

6,8

5

Самоценность

7,7

10,0

6

Самопринятие

7,3

8,6

7

Самопривязаность

5,2

6,4

8

Внутренняя конфликтность

7,4

4,7

9

Самообвинение

5,8

3,4

Таблица 32

Уровни показателей самоотношения матерей опытной и контрольной групп (%)

Шкалы

Опытная группа

Контрольная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Закрытость

17,1

78,0

4,9

15,0

85,0

2

Самоуверенность

27,0

73,0

50,0

50,0

3

Саморуководство

14,8

73,0

12,2

60,0

40,0

4

Отраженное самоотношение

34,0

66,0

15,0

85,0

5

Самоценность

36,6

63,4

35,0

65,0

6

Самопринятие

24,4

75,6

25,0

75,0

7

Самопривязаность

9,7

83,0

7,3

25,0

60,0

15,0

8

Внутренняя конфликтность

4,9

90,2

4,9

70,0

30,0

9

Самообвинение

27,0

58,2

14,8

65,0

35,0

соответствовали значениям выше среднего уровня: «самоценность» (7,7), «внутренняя конфликтность» (7,4), «самопринятие» (7,3) и «отраженное самоотношение» (7,3).

Значения остальных шкал соответствовали среднему уровню.

В контрольной группе по 5 шкалам значения показателей само-°тношения были выше, чем в опытной группе, особенно по шкалам

«самоуверенность» и «самоценность». Внутри контрольной группь, значения показателей 4-х шкал соответствовали высокому уровню-«самоуверенность» (12,0), «самоценность» (10,0), «саморуководство» (8,6) и «самопринятие» (8,6), показатели остальных шкал соответствовали среднему и лишь показатели шкалы «самообвинений» (3,4) – низкому уровню.

Исследование количества матерей, выполнявших тест «Самоотношения», в соответствии с разными уровнями показало, что в обеих группах доминировал по всем шкалам средний уровень (табл. 32), кроме шкал «саморуководство» и «самоуверенность» в контрольной группе, где в 1-м случае преобладал высокий уровень, а во 2-ом, в одинаковом числе случаев, – высокий и средний.

В опытной группе по 4 шкалам у более, чем четверти обследованных женщин выявлен высокий уровень показателей: «самоценность» - 36,6%, «отраженное самоотношение» – 34,0%, «самоуверенность» - 27% и «самообвинение» - у 27%. Показатели, соответствующие низкому уровню наблюдались по 5 шкалам и не более, чем у 1–2 человек (табл. 32).

В контрольной группе не отмечалось высоких значений показателей ни у одной обследованной матери по шкалам «внутренняя конфликтость» и «самообвинение», но у 30% и 35% женщин, соответственно, выявлен низкий уровень. По остальным шкалам, кроме шкал «закрытость» и «отраженное самоотношение» у матерей, имеющих здоровых детей в 25% и выше наблюдались высокие значения показателей.

Следовательно, для большинства матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. У них отмечается тенденция к самокопанию и рефлексии на негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Матери детей-инвалидов ставят себе в вину рождение больного ребенка, в связи с этим они уходят в себя, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывают у окружающих людей негативизм и непонимание.

Как экстрапунитивные, так и интрапунитивные реакции в сочетании с невысоким саморуководством при несоответствии образа идеальной модели мира и самого себя могут вылиться у матерей умственно отсталых детей в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Однако, значимым является понимание ими необходимости изменить представление о жизни, себе, потребность увидеть новые возможности в своей жизни, поскольку матери больных детей, хотя и испытывают самоуничижение, о чем свидетельствуют высокие значения по шкалам «внутренняя конф-ликтность» и «самообвинение», но одновременно с этим у них от-

и аутосимпатия (высокие показатели по шкалам «отращенное самоотношение»). Эти результаты подтолкнули нас к изучению причин, которые позволяют матерям больных детей не падать духом, а реализовать свой внутренний потенциал в трудной жизненной ситуации.

С этой целью предпринято исследование матерей взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при помощи методики «Самоактуализация».

Результаты опросника теста «Самоактуализация» выражаются в виде 11 шкал (приложение 1.12), описывающих разные стороны личности, которые можно представить в виде индивидуальных и усредненных для группы обследованных матерей профилей.

Индивидуальные личностные профили весьма разнообразны. Обобщенный график (гистограмма), представленный на рисунке 42, демонстрирует более низкие значения профиля по 7, 9 и И шкалам. Эти шкалы отражают следующее:

7 шкала. Спонтанность. Это свойство, прямо вытекающее из уверенности в себе, внутренней свободе, доверию к окружающим людям. Низкий показатель по этой шкале говорит об обратном – внутренней зажатости, трудности быть естественным, страхе быть неправильно понятым.

23456

В Ориентация во времени П Взгляд на природу человека ШКреативность

Спонтанность

Аутосимпатия

В Гибкость в общении

7 8 9 10 11

Ценности

П Потребность в познании

Автономность В Самопонимание Б Контактность

Рис. 42. Гистограмма теста «Самоактуализация»