logo
Шипицына Л

7.7. Исследование уровня эмоциональной

напряженности матерей, воспитывающих

детей с умственной отсталостью

Сложности жизненного пути родителей в связи с появлением умственно отсталого ребенка постепенно формируют у них, как показано выше, всё нарастающее внутреннее эмоциональное напряжение. При этом, подавляющее количество эмоций носит отрицательный характер.

При изучении этого фактора были использованы методики «Семантический дифференциал» в варианте Ч.Осгуда (прил. 1.9) и методика «Неоконченные предложения» (прил. 1.10).

Было обследовано 66 матерей основной и 40 матерей контрольной групп, имеющих взрослых детей от 15 до 28 лет.

Обобщенные результаты исследований основной и контрольной групп приведены в таблице 28.

Таблица 28

Значения факторных оценок у матерей основной и котрольной групп по методике «Семантический дифференциал»

Понятие

Фактор

Я сам

Мой ребенок

Будущее моего ребенка

Болезнь моего ребенка

Основная группа

Контрольная группа

Основная группа

Контрольная группа

Основная группа

Контрольная группа

Основная

группа

Контрольная группа

Среднее значение оценки

А

0,68

1,03

0,52

0,87

-0,77

0,55

-0,15

0,52

О

0,3

0,28

1,2

0,7

-1,12

0,57

-1,37

-0,39

С

0,78

0,93

0,07

0,62

0,12

0,57

1,31

-0,02

Стандартное отклонение

А

1,78

1,16

1,26

1,18

1,5

1,3

1,49

0,98

О

1,3

1,26

1,24

0,76

1,74

1,21

1,17

1

С

0,79

0,98

1,34

1,2

0,89

0,82

0,82

0,93

Доверительный интервал

А

0,9

0,59

0,64

0,6

0,76

0,66

0,81

0,51

О

0,66

0,64

0,63

0,38

0,88

0,61

0,63

0,53

С

0,4

0,5

0,68

0,61

0,45

0,41

0,45

0,49

Результаты проведённого исследования показывают, что эмоциональные переживания, связанные с понятиями «Я сам» и «Мой сын/дочь» в основной группе имеют меньшие отличия от аналогичных показателей контрольной группы по сравнению с переживаниями, связанными с понятиями «Будущее моего сына/дочери» и «Болезнь моего сына/дочери».

Так, значения факторов А, О, С в основной группе понятия «Я сам» меньше аналогичных значений факторов контрольной группы на 0,35 (5,8%), 0,15 (2,5%) и 0,15 (2,5%) единиц (рис. 34). Такие отличия оценок, в особенности для фактора А, даваемых родителями основной труппы, обусловлены прежде всего меньшей значимостью собственного «Я», поскольку оно заслоняется значительно более актуальными проблемами и переживаниями, связанными с воспитанием и устройством своего больного ребенка, и отягощаются переживанием своей вины.

Понятие «Мой сын/дочь» для основной группы родителей имеет более низкие показатели по таким факторам, как А и С, ниже на 0,41 (6,8%) и 0,55 (9,4%) единиц соответственно, и более высокие – по фактору О, выше на 0,5 (8,3%) (рис. 35). Активность переживаний в отношении данного понятия имеет небольшое значение, так как с годами происходит его ослабление из-за множества повседневных забот и проблем, решаемых родителями на протяжении многих лет. Близкое к нулю значение силы эмоций, связанных с боль-

0.93

0.78

0.13

1.2-

1.03

1 -0.8-

0.68

0.6-

••§.

0.4-

i-

0.2-

n -

0.62