logo search
Райгородский Д

Перцепция

Перцепция (от лат. perceptio - психологическое восприя­тие) - процесс восприятия, способствующий взаимопонима­нию участников общения. В результате социологических иссле­дований установлено, что восприятие социальных объектов об­ладает спецификой:

а) воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону;

б) внимание воспринимающего сосредоточено прежде все­го на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интер­претациях объекта;

в) большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Перцептивная функция общения в совместной деятельно­сти направлена на решение следующих задач:

1) формирование содержания межличностного восприятия;

2) содействие установлению взаимопонимания;

3) обеспечение влияния участников совместной деятельно­сти друг на друга.

Для достижения эффективности взаимодействия очень важно межличностное восприятие, то есть целостное отраже­ние внешнего облика и поведения другого человека, его пони-

5 Психология делового общения

мание и оценка. Оно может быть адекватным (то есть соответ­ствующим действительности) и (или) искаженным из-за при­писывания личности некоторых свойств. Зачастую отражение другого бывает неадекватным из-за индивидуальных особенно­стей партнера и отсутствия навыков общения, а также умений «читать» характер или намерения других по элементам физио­гномики или невербальным сигналам. Как правило, на форми­рование мнения о другом человеке влияет первое впечатление о нем. В последующих контактах люди в большинстве случаев «играют» необходимые роли, надевают «маски» в соответствии с ситуацией, демонстрируют имидж.

Человек воспринимает мир с помощью пяти сенсорных ка­налов органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Все они работают 24 часа в сутки. Однако основной объем инфор­мации (около 90%) приходится на зрение, а около ю% - на слух. Информации для человеческого разума - непостижимое количе­ство, поэтому природа создала физические и психологические ограничения, которые, с одной стороны, способствуют, а с другой стороны, препятствуют точному восприятию мира.

Физические ограничения предохраняют нас от переизбыт­ка информации. Так, зрение воспринимает световые волны, ко­торые составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окру­жающем нас пространстве (мы не видим радиосигналы, рентге­новские лучи и др.). «Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду (у детей верхняя граница может доходить до зоооо). Поэтому мы не слышим, как растет трава, как течет кровь по венам и артериям и пр. (хотя в определенных ситуаци­ях некоторые люди демонстрируют сверхспособности).

Психологические ограничения восприятия окружающей действительности, в том числе и других людей, являются ре­зультатом истории жизни каждого человека и зависят от мно­гих причин, наследственности, воспитания, места жительства, общения, системы ценностей, полученной информации. Как свидетельствуют социально-психологические исследования, несмотря на способности понимать окружающий мир, мы час­то воспринимаем только то, что хотим воспринимать, и слы­шим только то, что хотим услышать.

Таким образом, наше восприятие, восприятие других и ре­альная действительность зачастую не совпадают, в зависимос­ти от особенностей человека по-разному трактуются слова, по­нятия, реакции людей, тексты. Существует даже особая науки о

понимании герменевтика (искусство и теория толкования текс­тов). Следовательно, важнейшей задачей перцептивной функции общения является обеспечение максималь­ного взаимопонимания людей. Способность человека к пониманию других людей является рациональной основой процесса межличностного общения.

Важным аспектом перцептивной функции является обес­печение влияния людей друг на друга, в результате которого меняются поведение, установки, намерения, оценки. Влияние бывает направленным и ненаправленным. Первое осуществля­ется с помощью таких механизмов, как внушение и убеждение, второе - через заражение и подражание. Различают также пря­мое влияние (требования предъявляются открыто) и косвенное влияние, непосредственно направленное не на объект, а на ок­ружающую его среду.

Как отмечают многие специалисты в сфере менеджмента и социальной психологии, для эффективного воздействия на другого человека важно использовать его положительные чер­ты, уметь изменяться самому, постоянно обогащать арсенал ме­тодов своего воздействия на других.