«Алкоголик»
Условия игры вовсе не предполагают обязательно наличия выпивки. Достаточно, чтобы «ведущий» вел себя в этом плане должным образом. Ему понадобятся партнеры, например, на следующие роли: морали спаситель, добрый самаритянин. Все эти роли можно совмещать и в одном лице. Если, скажем, вести речь о взаправдашнем алкоголике, то в два часа ночи жена его может выступать в роли доброй самаритянки, которая, проявляя заботу о подгулявшем супруге, благополучно доводит его до постели. Поутру она принимает на себя роль моралистки, выступающей перед мужем с лекцией о вреде пьянства, которой не постыдился бы сам президент антиалкогольной лиги. А вечером преподносит себя в качестве спасительницы, убеждающей партнера опомниться, пока не поздно. Наконец, спустя некоторое время жена может попробовать выступить в роли подносительницы «лекарства», если, конечно, в холодильнике i тоит пиво, приготовленное для мужа. Все эти циклы регулярно повторяются. Иногда к ним можно присовокупить игру под
названием «А на другое утро, или Похмельный синдром». В этом случае алкоголик сначала отводит душу отборной бранью, а потом, будучи наказанным за свои грехи, глубоко страдает, находя в этом удовлетворение.
«Суд»
В данной игре количество участников не ограничивается. Главные роли исполняют: Истец, Обвиняемый и Судья. Все прочие выступают в качестве присяжных заседателей. Начинает игру Истец. Свою жалобу он предваряет словами: «Представляю, как вы удивитесь, когда я расскажу, какую шутку сыграл (а) со мной этот (эта)...». Обвиняемый полностью отрицает свою вину. Затем к делу подключаются Судья и присяжные. Цель Истца состоит в самоутверждении (я заставлю их признать свою правоту). Между тем позиция каждого из участников остается неизменной. Судья и присяжные больше всего озабочены собственным престижем, рассматривая столь серьезную тяжбу.
Можно было бы предложить десятки подобных игр (например, Э. Берн приводит их в своей монографии более сотни). Для всех таких игр характерно стремление индивида манипулировать окружающими с целью извлечь для себя как можно больше выгоды в социальном плане, то есть получить подтверждение тому, что он хороший, едва ли не совершенный человек, имеющий право требовать желаемого от других людей. Мотивация такого поведения налицо: каждому хочется лучшей участи, и человек доволен, когда окружающие удовлетворяют его прихоти. Вот только вышеописанные игры не ведут к этой цели. Ситуация напоминает бег по кругу в том или ином направлении, другими словами, движение из никуда в никуда. Двигаясь по этому порочному кругу, все участники игры стремятся удовлетворить лишь свои потребности, и результаты выглядят неутешительными. А сейчас несколько слов на тему...
■ Чему нас не научили в школе
Эта глава предназначается гурманам общения, у кого нет времени или «аппетита», тот может спокойно пропустить ее.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», - говорится в святом благовествовании от Иоанна. Вот только в контактах людей друг с другом виден и дьявольский промысел, смешавший наши слова с неречевыми проявлениями. Упомянутого текста Евангелия, сами того не ведая, придерживались в том числе и учителя школ, последовательно отстаивавшие атеизм. Большинство из нас информировано о делах приспешников Люцифера, то есть о неречевых проявлениях, весьма поверхностным образом (а то не информировано вовсе). Наша способность ориентироваться в том, что имеют в виду окружающие, выражая что-либо тем или иным способом, в значительной степени несовершенна. Давайте попробуем разобраться в проявлениях, существенных для понимаю того, что стоит за словами. Что на самом деле думает человек, когда говорит, будто...
Глаза - зеркало души, гласит пословица. Речь наших глаз действительно служит одним из важнейших каналов коммуникации. Язык глаз весьма сложен. Если вы хотите понять его, вам нужно будет обратить внимание на многое.
Диаметр зрачка увеличивается не только под влиянием силы светового потока, но и при наличии повышенного интереса к тому или иному объекту. Данный интерес может быть обусловлен как радостью, так и испугом. Если вы замечаете, что зрачки у вашего партнера расширились (при этом солнце не скрылось за облаками и вы не зашли в темное помещение), это служит верным признаком того, что вы вызываете в нем эмоциональный отклик, интересуете его. Если же мужчина делает женщине комплименты, а она хоть и слушает их, но зрачки у нее, словно две точки, то джентльмен только попусту тратит силы. Для этой женщины он не представляет никакого интереса.
Направление взгляда или то, под каким углом зрения мы смотрим на объект. Чаще и дольше обычного мы наблюдаем за интересующими нас людьми или предметами. В случае, если кто-либо зафиксировал на вас взгляд, не уподобляйтесь мнительным людям, усматривающим в этом наличие у себя определенных недостатков. В народе говорят: «Куда ноги не дойдут, туда глаза доведут». Остается, впрочем, неясным, с какой целью индивид намерен «туда» направиться - чтобы погладить вас или отвесить оплеуху. То, что вы привлекли к себе внимание, можно понять не только по взгляду, устремленному на вас, но и по тому времени, которое было вам уделено.
Смотреть глаза в глаза - считается, что у человека, который не смотрит вам в глаза во время разговора, нечиста совесть. Психология находит всему более сложное объяснение. С психологической точки зрения, индивид пребывает, скорее, в
растерянности. Причина этого может заключаться как в том, что у него действительно нечиста совесть, так и в обычной человеческой замкнутости, неумении сходиться с другими людьми. Посему ориентируйтесь лучше по следующим признакам: как именно кто-либо смотрит на вас, кто из вас, собственно, начал, кто присоединился, как долго вы смотрели друг на друга. Если человек не сводит с вас глаз, прежде всего осмотрите свою одежду, нет ли в ней какого-нибудь изъяна. Лишь после этого (если предыдущее исключается) поразмыслите, чем вы могли привлечь к себе повышенное внимание.
Движения век - хоть это и кажется удивительным, однако физиологи доказали, что у человека двадцати-пятиступенчатая градация открывания век, или, проще говоря, глаз, от прищура до полного их раскрытия. К тому же мы можем еще и моргать. Чем выше проявляемый нами интерес, тем более приподняты наши веки. С морганием дело обстоит сложнее: одни моргают по причине усиливающегося интереса к чему-либо, другие - ввиду воспаления соединительных оболочек глаз, третьи - из-за того, что страдают тиком. Когда человек на более или менее продолжительное время закрывает глаза — это верное свидетельство того, что ему требуется «отключиться». Трудно сказать, то ли он хочет сохранить увиденное в памяти, то ли не в силах смотреть на что-либо.
Мимика - наиболее выразительно на нашем лице действуют глазодвигательные мышцы. Между тем и прочие лицевые мускулы играют важную роль в передаче эмоциональных переживаний. Это заметил еще Дарвин. В частности, этот факт послужил ему одним из доказательств происхож-дения человека от животных предков, что является неоспоримым. Мы легко убедимся в этом, если, к примеру, заговорим со своей собакой. С собаками, правда, есть одна проблема: они, как нам заранее известно, не умеют разговаривать. Что же касается представителей рода «гомо сапиенс», то мы настолько завораживаем друг друга словами, что нередко от нас ускользает выражение лиц собеседников. Для изменения ситуации к лучшему примите один доморощенный совет: купите себе собаку (а то и обезьянку!). Полюбив животное, вы быстро научитесь распознавать в его мимике проявления чувств удовлетворения и недовольства, заинтересованности и равнодушия, счастья и горя, а также страха, печали, радости, покоя, раздражения, пренебрежения или удивления. Тогда вам будет легче разобраться и в мимике человека.
Жестикуляция - человеку, помимо лица, даны еще и конечности. Применительно к теме нашего разговора, нас больше всего интересуют верхние конечности. Кто был хоть однажды влюблен, тот понимает, о чем идет речь. Порой «язык рук», если говорить о проявлении чувства симпатии, бывает гораздо важнее слов. Но не любовью единой жив человек. С помощью жестов можно выразить и ненависть. Тут уж и нижние конечности принимают самое активное участие.
Подобно тому, как различаются между собой разные языки и наречия, не одинаковы по своему значению и многие жесты в разных культурах народов мира. Поэтому в знак согласия не кивайте головой в Болгарии, Греции или Индии. Между тем, принимая в расчет характер и интенсивность движений, вы не ошибетесь даже в общении с эскимосами. Во время исключительно активной эмоциональной разрядки всеми людьми совершаются быстрые движения, а в экстремальных ситуациях -размашистые. С информативной точки зрения, столь же существенны и весьма незначительные движения. Если мужчина, испытывая интерес к женщине, пробует завязать с ней знакомство, то пусть он обратит внимание, не клонит ли она голову набок. При положительной реакции имеет смысл потратить еще немного сил для установления взаимоотношений. При этом не суть важно, как реагирует женщина на словах.
Постурология - это наука о позах, о значении того, как мы стоим, сидим или лежим. Что удивительно, большинство людей правильно оценивает поведение, скажем, тигра, готовящегося к прыжку, однако оказывается не в состоянии распознать подобную опасность, исходящую от соседа, начальника, подчиненного, партнера по браку и т.д. В сущности, речь идет о двух позициях окружающих: открытой (дружеской) и замаскированной (негативной), о транскультурном и межвидовом признаках. В аналогичной форме они проявляются, скажем, у шимпанзе и горилл, да и у нас самих, царей природы.
Выражая дружеское расположение, мы поворачиваемся лицом к другому человеку, слегка разводим руки в стороны, ладони обращаем к партнеру. При этом ноги обычно расставлены, голова наклонена вбок. Если руки у человека сложены на груди, а голова опущена и повернута в сторону, противоположную от собеседника, значит, этого человека что-то мучает или ему просто не хочется с вами разговаривать. Ну, а если кто-либо становится напротив вас, уперев руки в бока, и вдобавок выставляет вперед ногу, в этом случае лучше всего уклониться от разговора (коли вам не по душе драка или словесная перепалка).
Личное пространство — то, насколько близко мы позволяем подходить к себе окружающим, в разных культурах оценивается неодинаково (например, держась от человека на расстоянии, северянин может выражать тем самым свои симпатии, в то время как средиземноморец таким способом выказывает физическое отвращение к индивиду). Между тем и здесь могут быть исключения, обусловленные чертами характера. Позволительно говорить о том, что у обычного человека существует по меньшей мере два круга взаимоотношений. Первый круг абсолютно интимен, и мы пускаем в него лишь очень близких людей: это родители, дети, любимые, партнеры по браку, ближайшие друзья. Второй круг предназначен нашим знакомым и тем, кто может стать ими. Если последние переступают черту нашей интимной зоны, мы реагируем болезненно, порой сами не зная, почему. Человек, не относящийся с должным уважением к внутреннему кругу других людей, считается, как правило, назойливым и бестактным. Даже в тех случаях, когда кому-либо по долгу службы не остается ничего иного, как переступить черту интимного круга человека (возьмем, к примеру, врача или кого-то другого, кто выручает нас из беды), рекомендуется обратить на это внимание индивида с помощью слов. Короче говоря, люди весьма ревниво относятся к проникновению в свой внутренний круг.
Именно поэтому все мы не любим стоматологов (а одна из половин человечества - гинекологов).
Наши контакты имеют не только горизонтальные, но и вертикальные связи, то есть уместно говорить как о степени близости собеседников, так и об их официальном положении. В этом смысле вышестоящий индивид выступает как бы в роли лидера, обладающего правом решающего голоса. Действует это надежно. Например, если мы сидим, а другой человек стоит перед нами, то высказанное в наш адрес замечание мы легче перенесем от вышестоящего в переносном, а не буквальном смысле.
Шестое чувство - не представляет собой, в плане обнаружения и интерпретации неречевых проявлений, какой-либо сверхъестественной способности, которой наделены лишь избранные. Это не что иное, как умение объединить все, что мы видим, в наполненное смыслом и содержанием единое целое. В данном деле талант играет определенную роль, но не большую, чем, скажем, при изучении иностранного языка. Что касается школьного воспитания, в обеих названных сферах мы одинаково обделены. Проиллюстрируем это на примере рекламной листовки для желающих изучать английский язык, случайно увиденной нами в трамвае. Преисполненный отчаяния человек кричит чудовищу, ощерившему на него свои зубы: «Не ешь меня, я хороший!» На другой картинке чудовище аппетитно облизывается, а броская надпись под ней гласит: «Он был съеден, потому что не знал английского языка!» Очень поучительный комикс. При желании договориться с людьми всего важнее уметь расшифровать то, что они хотят до вас донести. В противном случае вы попадете в ситуацию «слышу звон, да не знаю, где он». Как сказал бы специалист, окажетесь вне контекста. Ибо станете руководствоваться не тем, что сообщает вам другая сторона, а своими ложными представлениями.
Тренировать наблюдательность начните с простейшего. Например, учитывая вышеизложенное, на первых порах понаблюдайте за чем-либо одним - скажем, за зрачками. Изучив таким образом все проявления, которые можно заметить у других людей, даже если заткнуть уши, вы откроете в себе шестое чувство.
Овладев искусством видеть все, что стоит за словами, вы станете лучше ориентироваться в коммуникационных хитросплетениях, сопутствующих речи. В межличностных отношениях, особенно когда мы говорим о долговременно действующих группах (семья, рабочий коллектив и т.д.), нельзя не вступать в контакты. Они же, благодаря именно неречевым проявлениям, - вещь серьезная.
А.П. Панфилова
Коммуникативная компетентность специалиста *
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия
в профессиональной деятельности
«Сильнее всех - владеющий собой».
Сенека
Общение - многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, философией, социологией, педагогикой, лингвистикой и др. Мы рассмотрим категорию «общение» как социопсихологический механизм, на который опирается функционально-ролевая деятельность специалиста (менеджера, юриста, социального работника, релайтера и др.). Это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.
В общении можно различить: а) инструментальную направленность: на выполнение социально-значимой задачи,
----------------------------
А П Панфилова Деловая коммуникация в профессиональной деятельности Спб,2001
на дело, на результат;
б) личностную направленность: на удовлетворение личностных потребностей.
Психологи отмечают, что общение одновременно может решать разные задачи: обмен информацией и демонстрация отношения друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Многофункциональность общения позволяет выделить следующие его аспекты:
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);
2) интерактивный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
3) гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);
4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);
6) семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);
7) социально-практический аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.
Вступая в общение, то есть взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. В их числе:
- обмен или передача информации;
- формирование умений и навыков или развитие профессиональных качеств;
- формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
- обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
- осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;
- обмен эмоциями.
В реальной практике общения мы встречаемся со взаимодействием типа «Я-Я» (например: юрист-клиент, руководитель-подчиненный); «Я-МЫ» (релайтер-журналисты, руководитель-коллектив); «МЫ - МЫ» (специалисты по переговорам и сопровождающие их лица, административно-управленческий персонал организации и трудовой коллектив). Первый тип общения принято называть индивидуально-личностным, второй - индивидуально-коллективным, третий -коллективно-общественным. Каждому типу свойственны свои специфические черты, цели и задачи, лексика, приемы и технологии.
Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как: межличностное, деловое, специально-профессиональное и научное, социально-политическое и информационно-коммуникативное и пр. Способы взаимодействия зависят от целей, которые преследует общение, от особенностей ею организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
Общение - это триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию. (См.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 г.)
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики