1. Основные цели и принципы программы
«Навыки общения» – это практический курс для расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности молодых людей с нарушением интеллекта в семье, учреждениях, на улице, в общественных местах, в транспорте и т. д.
Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых молодых людей и расширить возможности их общения в современном обществе. Темы программы взяты из повседневной жизни. Педагоги и родители должны стремиться сделать предметом обучения именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного молодого человека актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции молодых людей в это общество.
Программа поможет умственно отсталому молодому человеку научиться вести себя в разных социальных ситуациях независимо, смело и уверенно. Программа может быть использована в специальных школах, неврологических интернатах, в домашних условиях и в группах общения.
В основе обучения молодых людей навыкам общения лежит ролевой принцип, т.е. соответствие поведения конкретной ситуации. Это позволяет молодому человеку осознать свою ролевую позицию (знакомый – незнакомый, юноша – девушка, гость – хозяин и т. п.) и строить свое поведение, используя необходимые в данный момент знания и умения.
Еще одним принципом для успешного усвоения программы является принцип сопереживания ситуации. При проведении занятий создаются ситуации, стимулирующие активность молодых людей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми.
Педагог или родитель должны помочь молодым людям с нарушением интеллекта выработать навыки:
– поведения в процессе общения;
– доброжелательного общения (с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими);
– понимания значения вербальных и невербальных обращений и правильного их использования;
– умения вести диалог, установить контакт;
– самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных ситуациях.
Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с молодыми людьми, имеющими интеллектуальные расстройства.
Принцип сопереживания рассчитан на использование способностей не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с молодым человеком. Он помогает точнее объяснить, а главное – прогнозировать поведение умственно отсталого молодого человека в той или иной конкретной жизненной ситуации.
Центральным моментом в обучении по принципу сопереживания для педагогов и родителей является способность поставить себя на место своего воспитанника, а затем проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение.
Наиболее возможными из всех чувств, которые должны быть сформированы у молодых людей, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам и явлениям. Если умственно отсталый молодой человек не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков коммуникации умственно отсталых молодых людей большое внимание уделяется их чувствам и эмоциям.
Для того, чтобы научить умственно отсталых молодых людей вербальному общению необходимо научить правильно произносить слова и их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом. Для этого необходимы специальные систематические занятия по развитию общения.
Каждое такое занятие должно быть посвящено одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном занятии, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят.
Нужно всячески стараться, чтобы молодые люди могли оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз-приказаний и их выполнение.
Обучение пониманию смысла речи включает развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции; называть свое имя и фамилию; называть имя и отчество родителей; внятно выражать свои просьбы и желания; называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в комнате; называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти», «Можно есть» и т. п. Необходимо также обучать умению отвечать на вопросы: кто это? что это? что делать?, а также осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Для этого можно практиковать упражнения по построению простейших фраз по картинкам, краткие беседы о назначении предметов обихода. Нужно обучать умению строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся.
Для неговорящих молодых людей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих лиц не нужно требовать называть свою фамилию, имя и отчество знакомых, родителей и фамилии друзей. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать друзей и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в комнате. В работе с такими людьми нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы, а также рассказывать короткие простые рассказы и работать над пониманием их содержания путем ролевых разыгрываний.
Для понимания смысла полезно на всех предметах обихода прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом названиями; стол, стул, окно, диван и т.д. Показывая табличку, следует произносить написанное на ней слово и указывать рукой на предмет, который оно обозначает. Для проверки понимания слова, нужно спросить, где находится данный предмет, попросить показать его. Если умственно отсталый молодой человек затрудняется с ответом, нужно повторить все сначала, вместе показать называемый предмет.
Кроме того, можно прикрепить к стене таблички, на которых изображены слово и под ним рисунок или, наоборот, рисунок, а под ним слово.
Полезно проводить работу с картинками. Они могут изображать хорошо знакомые предметы, животных, детей, взрослых, их действия. Картинки подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнести с окружающей обстановкой. Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого человека эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, активизируя его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию желания активного общения самого умственно отсталого молодого человека.
Особого приема работы требуют картины. Мало показать воспитанникам картину, надо добиться, чтобы они по возможности осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней предметы. Поэтому педагогам и родителям не следует раскрывать содержание картины, гораздо полезнее, если молодые люди сделают это самостоятельно, с помощью наводящих вопросов, например: «Посмотрите на картину и подумайте, что здесь нарисовано. Какие машины? (Какой транспорт?) Что видно справа, что слева, что вдали?»
Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы. С помощью вопросов можно направить внимание воспитанников на пристальное рассматривание объектов, выделение характерных черт. Например, после изучения темы «Профессии людей» воспитанникам предлагается картина «Строим дом». Вместе с педагогом они читают название картины и отвечают на вопросы по заранее составленному плану.
1. Название картины.
2. Что изображено на картине?
3. Что за человек стоит в центре?
4. Что он держит в руке?
5. Что еще изображено на картине, справа, слева?
В результате такой работы изображенные на картине предметы более прочно останутся в памяти воспитанников.
Открытки, фотоснимки и другие картины малого формата демонстрируют разными способами. Если наглядных пособий мало, то педагог показывает их каждому воспитаннику отдельно. Во время демонстрации картины на экране педагог проводит с воспитанниками беседу. В зависимости от сложности изображенного и от возможностей детей им дается время на рассматривание, а затем задаются вопросы всей группе и отдельным воспитанникам.
Картины применяются как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно использовать наборы предметных картинок (транспорт, орудия труда, машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т.п.). Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими воспитанниками. Когда и какое из наглядных пособий наиболее целесообразно включить в учебный процесс педагог решает в зависимости от темы, цели занятия и других условий.
В развитии общения особую роль играет объяснение. Это особый метод изложения педагогом материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении воспитанников с новыми словами (заработная плата, больничный лист и т.п.), а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности воспитанникам объясняют, как поступать в тех или иных случаях, каким образом совершить действие.
Основные требования к объяснению как к методу обучения общению: непродолжительность, доступность, ясность изложения, краткость. Многословные длительные объяснения неприемлемы для умственно отсталых людей и не достигают цели.
Рассказ педагога всегда сопровождают демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами воспитанников, что способствует преодолению трудностей, возникших при усвоении знаний.
Чтобы воспитанники могли воспринимать учебный материал со слов педагога или родителей, к рассказу как к методу обучения предъявляются следующие требования:
– объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для воспитанников данного года обучения;
– новый материал должен быть связан с уже имеющимися у молодых людей знаниями, особенно с теми, которые были получены на основании собственного практического опыта или наблюдений;
– время рассказа должно быть непродолжительным;
– изложение должно быть предельно ясным, четким и эмоциональным;
– речь взрослого должна быть правильной, простой, без непонятных воспитанникам выражений.
В связи с тем, что умственно отсталые молодые люди редко проявляют к чему-либо интерес, нельзя забывать о приемах, которые поддерживают его. Их можно заинтересовать необычным началом рассказа, имеющего прямое отношение к данной теме (рассказать случай, который произошел с кем-либо или вспомнить явление, которое наблюдали все воспитанники и др.).
Пример составления рассказа-описания себя и других членов семьи
1. Мое имя
При составлении рассказа о себе молодые люди опираются на составленный ранее вместе с педагогом план-схему, а также на фотографии и видеоматериалы.
2. Сколько мне лет...?
Справа для примера представлено несколько пунктов алгоритма составления рассказа о себе и родных. Умственно отсталые молодые люди, в зависимости от своих возможностей, по-разному проходят эти шаги.
3. Где я живу?
4. У меня есть:
– папа,
– мама,
– бабушка,
– дедушка.
5. Моя мама.
Например, «моё имя» можно произнести, написать, показать написанное, составить из букв. «Где я живу»: можно назвать адрес или показать карточку с написанным родителем адресом, объяснить, как найти дом.
Описывая своих родных, молодые люди сообщают (вербально или невербально) имя, возраст (не обязательно числами), рост, цвет волос, глаз, описывают прическу и т.д.
Педагог стимулирует доброе отношение к родным, давая положительные обобщения при составлении описания подростком: «Красивый цвет волос», «добрые глаза» и так далее.
Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (магазин, аптека, почта и т.д.), а также привлечение молодых людей к участию в домашних делах, посильном приготовлении пищи, уборке квартиры, семейных праздниках и т.д. При этом все предметы и действия следует обязательно обозначать словами, жестами, эмоциональными выражениями.
Важную роль в общении играет беседа – это совместное обсуждение материала с педагогом. Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, просмотренный фильм, результаты наблюдений, сделанных воспитанниками во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления воспитанниками нового учебного материала.
В беседу с воспитанниками помимо вопросов что? кто? где? и т.д., требующих простой констатации фактов или событий, следует обязательно включать вопросы зачем? почему?, что способствует образованию элементарных причинно-следственных связей.
По степени самостоятельности и активности в процессе общения умственно отсталых молодых людей можно разделить на 3 группы. Каждая группа требует особой методической организации занятий: изменения соотношения индивидуальных и групповых форм, различной степени развернутости ориентировки и интенсивности упражнений, разного количества и качества наглядного материала.
К первой группе относятся молодые люди, самостоятельное участие которых в какой-либо практической работе невозможно. Контакт с ними затруднен. При работе с «неговорящими» учащимися комментарии дает, в основном, педагог. Воспитанник в данном случае, слушая и наблюдая за взаимодействием педагога и других молодых людей, отвечает движением глаз, головы или отдельными звуками, словами на обращенные к нему вопросы, подтверждает или не подтверждает сообщения других воспитанников.
Важным результатом работы с умственно отсталыми первой группы является их эмоциональное удовлетворение от общения, от совместной деятельности (пусть даже в значительной степени пассивности).
Вторую группу составляют молодые люди, испытывающие значительные затруднения в общении жестами и в понимании поставленной задачи. При ограниченной индивидуальной помощи со стороны взрослого они способны самостоятельно довести до конца полученное задание, например, ответить на поставленные вопросы, выбрать картинки из старых журналов, вырезать их, наклеить по определенной схеме и т. д.
Воспитанники третьей группы выполняют задания полностью самостоятельно. Взрослый помогает молодым людям проконтролировать себя. Они осознают свое место в рамках семьи, осмысливают взаимоотношения, связывающих членов семей, друзей, и близких людей; развивают умения и навыки, необходимые в практической деятельности по дому.
Каждый раздел предлагаемого курса «Навыки общения» рекомендуется изучать по следующей схеме»:
1. Мотивация. Следует узнать, чему молодой человек хотел бы научиться. Выясняют потребности и опыт молодого человека в разных социальных ситуациях. Объясняют, почему так важно вести себя в данной ситуации, где могут пригодиться новые умения, какие новые впечатления молодой человек получит, умея вести себя по-новому. Находят связь между данной ситуацией и повседневной жизнью молодого человека.
2. Знакомство с картинками и текстом упражнения. Если молодой человек умеет читать, он читает текст сам, если нет, то текст читает педагог или родитель. Текст можно упрощать, видоизменять, придумывать новые ситуации.
3. Ролевая игра, тренировка в группе.
4. Реальная ситуация в конкретной обстановке: дома, в гостях, в магазине, на улице и т.п.
2. Содержание программы «Навыки общения»
Практический курс «Навыки общения» для педагогов и родителей умственно отсталых молодых людей представлен 6 разделами, включающими различные темы занятий с этой категорией лиц как в условиях специальных учреждениях, так и дома, а также в малых группах.
Раздел 1. Общение с внешним миром
Раздел 2. Мои чувства и желания
Раздел 3. Образ жизни
Раздел 4. Общение с друзьями
Раздел 5. Общение со взрослыми
Раздел 6. Культура общения (этикет)
В программе курса кратко изложено основное содержание каждого раздела, примеры тем занятий и их проведение.
Раздел 1 Общение с внешним миром
Цели – познакомить умственно отсталого молодого человека с окружающим его миром и научить способности ориентироваться в нем.
Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой.
Примерные темы занятий
Тема 1.1. Отношение к природе
Растения – живые организмы. Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой».
401
Экологические запреты. Лекарственные растения. Правила сбора. Уход за домашними животными. Практические действия.
Знания, умения, навыки. Знание правил поведения на природе, правил ухода за домашними животными, умение соблюдать их.
Виды работ по развитию устной речи. Активизация вербального общения. Составление простых распространенных и сложных предложений. Ахтивное участие в беседе.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29