Теория межличностных потребностей
Теория межличностных потребностей предполагает, это установление, развитие и поддержание отношений зависит от того, насколько участники этих отношений отвечают межпичностным потребностям каждого в любви, присоединении и контроле над собой.
Потребность в любви отражает желание проявлять и получать любовь. Люди, которых вы знаете, вероятно, в различной степени умеют выражать любовь. Некоторые из них мо-- избегать доверительных отношений, редко проявлять сильные чувства к другим и сторониться тех, кто выражает или хочет выразить сильную страсть. Другие могут быть склонны к установлению близких отношений со всеми. Люди такого типа считают, что все окружающие - их хорошие друзья. Они сразу 1роникаются доверием к людям, которых встретили, и хотят, чтобы все тоже считали их друзьями. Между этими двумя крайностями находятся те, кто может выражать любовь и легко ее добиваться и кто получает удовольствие от разных взаимоотношений с другими.
Потребность в присоединении отражает желание быть в обществе других людей. У каждого человека присутствует в той или иной степени потребность участвовать в социальной жизни общества. Но здесь тоже существуют крайности, одной стороны, те, кто предпочитает одино-чество. Время от времени им нравится находиться среди людей, но им не требуется часто взаимодействовать с людьми, чтобы почувствовать удовлетворение. С другой стороны, есть те, кому постоянно требуется общение с людьми, и они испытывают напряжение, когда остаются одни. Двери в их доме всегда открыты - они всем рады и ждут, что другие будут рады им. Разумеется, большинство из нас не относятся ни к одной из этих крайностей. Как правило, нам иногда нравится находиться в одиночестве, а иногда - взаимодействовать с другими.
Потребность в контроле над ситуацией выражает желание влиять на события и людей, находящихся рядом с нами. К этой потребности люди тоже относятся по-разному. Некоторые, как видно из их поведения, избегают любой ответственности. Другая крайность - это те, кто все время стремятся доминировать над другими и чувствуют тревогу, когда им это не удается. Опять-таки большинство людей занимают промежуточное положение между двумя этими крайностями, и им иногда нужно лидировать, а порой вполне достаточно и того, что они „< подчиняются кому-то более влиятельному.
Как наш анализ может помочь понять процесс общения и развития отношений? Отношения между людьми возникают и прерываются отчасти из-за совместимости или несовместимости межличностных потребностей. Когда вы общаетесь с другими, вы можете решить для себя, действительно ли их потребности в любви, присоединении и контроле согласуются с вашими. Предположим, Эмили и Дэн регулярно видятся друг с другом, и оба считают, что у них близкие отношения. Они сидят и смотрят вдвоем телевизор, и если Дэн пытается положить руку на плечо Эмили, а Эмили при этом слегка напрягается, то можно предположить, что Эмили нуждается в любви меньше, чем Дэн. Нужно подчеркнуть, что потребности у людей действительно разные; к тому же, со временем они меняются. Если в любой данный момент времени потребность человека, с которым мы общаемся, существенно отличается от нашей и нам не удается это увидеть, то мы можем неправильно интерпретировать причины того, что наши отношения с человеком развиваются не так, как нам бы этого хотелось.
Теория межличностных потребностей Шаца помогает многое объяснить в том, как мы общаемся (Trenholm, 1991)- Кроме того, исследование этой модели на практике в целом подтвердило ее основные теоретические положения (Shaw, 1981). Теория межличностных потребностей, однако, не объясняет, как люди приспосабливаются друг к другу в процессе отношений.
Следующая теория, о которой мы расскажем, углубит понимание данного вопроса.
Теория межличностных потребностей - теория, согласно которой возникновение, развитие и поддержание отношений зависит от того, насколько хорошо каждый человек удовлетворяет межличностные потребности другого.
Потребность в любви - желание выражать и получать любовь.
Потребность в присоединении - желание находиться в обществе других людей.
Потребность в контроле над ситуацией - желание влиять на события и окружающих людей.
Теория обмена - теория, согласно которой взаимоотношения между людьми можно понять с точки зрения обмена вознаграждениями и издержками, возникающими во время взаимодействия людей.
Вознаграждения - желательный результат отношений, представляющий ценность для человека.
Издержки - нежелательные результаты отношений.
■ Теория обмена
Еще один способ понять наши отношения - воспользоваться теорией обмена. Эту теорию разработали Джон У. Тибо и Гарольд X. Келли. Они считали, что отношения между людьми можно понять с точки зрения обмена вознаграждениями и издержками, возникающими в процессе взаимодействия. Вознаграждения — это результат отношений, оценивающийся позитивно его участниками. Это хорошие чувства, престиж, полезная информация и удовлетворение эмоциональных потребностей, имеющих большое значение для человека. Издержки -это нежелательные результаты отношений, например время, энергия, тревога и эмоциональная боль. Так, Шэрон хочет поговорить со своей подругой Джан. Она думает, что подруга сумеет помочь ей решить трудную задачу по математике. Но Шэрон вряд ли обратится за помощью, если знает, что подруга будет вести себя слишком снисходительно по отношению к ней.
Как пишут Тибо и Келли. люди стремятся к общению, Когда соотношение вознаграждений и издержек для них наиболее выгодно. Так, в нашем случае, попросит ли Шэрон у Джан помощи в решении задачи, зависит от следующих факторов: i) считает ли Шэрон, что ценность информации, полученной у подруги, компенсирует страдания от язвительных замечаний Джан, 2) будет ли, с точки зрения лучшего соотношения вознаграждений/издержек, помощь Джан более выгодна, чем если Шэрон получит информацию в другом месте, скажем, у репетитора.
Этот анализ распространяется не только на отдельное взаимодействие, но и на взаимоотношения в целом. Если доля вознаграждений в одних взаимоотношениях выше, чем в других, то человеку будет казаться, что эти взаимоотношения приятные и удовлетворяющие. Однако если с течением времени «чистый вес» вознаграждений (вознаграждения минус издержки) в одних отношениях становится меньше, чем в других, то он начинает считать эти отношения неудовлетворительными и неприятными.
Если у человека есть связи с несколькими людьми, отношения с которыми характеризуются хорошим соотношением вознаграждений/издержек, то уровень требований к людям у этого человека достаточно высок и его, вероятно, не устроят менее удовлетворительные отношения. Наоборот, люди, у которых мало позитивных взаимодействий, будут довольны отношениями и взаимодействиями, не привлекательными для людей, имеющих более удовлетворительные отношения. Например, Дейвон может продолжать встречаться с Эрикой, даже если она очень плохо с ним обращается, потому что разница между издержками и вознаграждениями получается примерно такая же, как и в других отношениях, которые у него были. В жизни некоторые люди продолжают поддерживать отношения, которые другие сочли бы оскорбительными, потому что считают, что у них нет возможности выбрать что-то лучшее. Джоан живет с Чарли, несмотря на то, что он периодически бьет ее. Она считает, что он хозяйственный и любит ее, когда трезвый, и, кроме того, «кто еще женится на 45-летней женщине с тремя детьми?».
Теория обмена Тибо и Келли основывается на предположении о том, что люди сознательно и умышленно взвешивают вознаграждения и издержки, связанные с любыми взаимоотношениями или взаимодействиями, и сравнивают их с альтернативными возможностями. То есть люди стремятся к отношениям, которые могут быть им выгодны, и избегают отношений, влекущих за собой издержки (Trenholm, 1991)- Может быть, полезно исследовать ваши отношения с точки зрения вознаграждений издержек, особенно если они переходят в фазу стагна-
ции. Вы начинаете осознавать, в каких сферах издержки больше вознаграждений для вас или для другого человека. В этом случае вы, вероятно, сможете что-то изменить в ваших отношениях, прежде чем они совершенно испортятся.
-------------------------------
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ Теория потребностей и теория обмена
Вспомните о каких-то особенно близких отношениях, которые у вас были Как развивались и поддерживались эти отношения' Подумайте, как с помощью теории потребностей и теории обмена объяснить, почему эти отношения развивались именно так, а не иначе1'
Р.Соммер
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики