5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
Для определения соответствия полового поведения и пола умственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений полоролевого поведения был составлен опросник для воспитателей, включавший вопросы, касающиеся:
– ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);
– характера общения (со сверстниками, взрослыми);
– стиля поведения (маскулинное или феминное);
– интереса к половым различиям;
– подростковой мастурбации.
Исследование проведено на базе Детского дома-интерната № 1 (г. Петродворец) с выборкой воспитанников 4-х групп: 2 группы девочек 14–16 лет с легкой и умеренной умственной отсталостью и 2 группы мальчиков того же возраста и диагноза. Работа выполнена Е. В. Сорокиной – выпускницей нашего института под руководством проф. Д. Н. Исаева.
Полоролевое поведение оценивали по следующим критериям:
1. Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (например, девочки – мамы, дочки, учительницы и т.п.; мальчики – папы, солдаты и т. п.) – 1 балл, если не соответствует -минус 1 балл.
2. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье-девочки; спортивные состязания, конструирование – мальчики) -1 балл, несоответствие – минус 1 балл, невыраженность маскулин-ного или феминного поведения - 0.
3. Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода). В случае присутствия интереса -1 балл, отсутствия – минус 1 балл, невыраженности - 0.
4. Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлет-оренность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу- Да ~~ 1 балл, нет – минус 1 балл, невыраженность - 0.
5. Стесняется или нет телесной женственности (мужественнос-| ти): да - 1 балл, нет - минус 1 балл.
6. Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или фемин-ность поведения. За соответствие полу - 1 балл, несоответст-ие __ минус 1 балл, неопределенный стиль – 0.
7. Интерес к обнаженному телу (своему или других) присутствие интереса - 1 балл, нет - минус 1 балл.
Отдельно рассматривали следующие параметры:
1. Характер общения со взрослыми (ищет их внимания, тепла), что говорит об открытости ребенка или же, наоборот, обладании аутичными чертами.
2. Занимается ли онанизмом, что может свидетельствовать о недостатке внимания, поиске удовольствия или невротической реакции (например, на одиночество).
Оценка полноты полоролевого поведения проводилась между четырьмя представленными в выборке группами. Сравнивая подростков разного пола и уровня интеллекта, выявлен ряд специфических особенностей.
Девочки первой и второй групп в играх выбирают свойственные полу роли: в 80% и 90%, соответственно. Роли, свойственные мужскому полу в 20% в первой группе и нейтральные роли в 10% во второй группе.
Интерес к противоположному полу выражается в совместных прогулках, общении на дискотеке: в первой группе – у 60%, во второй – у 20%. Один из этих случаев связан с желанием девочки быть мальчиком. Интерес отсутствует в первой группе у 20%, во второй – у 70%. Нейтральный, эпизодический интерес – в первой группе у 20%, во второй группе не отмечался ни у одной из обследованных. Оценивалась неудовлетворенность своей половой ролью, что выражалось в упорном ношении мужской одежды, манерах и т.д. В первой группе 90% девочек удовлетворены своим полом, во второй – 80%, что свидетельствует об удовлетворенности своей половой ролью, независимо от уровня развития интеллекта.
Стесняются телесной женственности: в первой группе – 40%, во второй - 20%, не стесняются, соответственно, 60% и 80%. Вероятно, что уровень развития интеллекта в некоторой степени коррелирует с чувством стеснительности, осознанием телесной женственности.
Стиль поведения выбирается в соотвествии с полом в первой группе у 70%; во второй - у 60%; мужской тип поведения в первой
группе не выбирается, во второй – у 10%. Анализ стиля поведещ, позволяет высказать предположение, что в целом он не зависит 0 развития интеллекта и соответствует полу, но у трети девочек стил поведения не выражен, что может быть связано с трудностями полоролевой дифференциации и отсутствием семейного воспи. тания.
Интерес к обнаженному телу в первой группе проявился лищь в одном случае, причем в этом случае девочка, единственная в этой группе, занимается мастурбацией, ее рисунки правильно отражают особенности мужского и женского типа человека, включая первичные половые признаки. Во второй группе интерес к обнаженному телу выявлен у 60%, случаи мастурбации отмечаются у двух девочек, причем у обеих есть интерес к обнаженному телу.
Отдельно исследовали информацию о характере общения со взрослыми: девочки стремятся к вниманию со стороны взрослых, ищут их нежности: в первой группе в 80% случаев, во второй -в 60%. К сожалению, закрытый детский дом, условия изоляции, преобладание воспитателей-женщин, сиротство создают условия для деформации половой социализации, дополнительно искажается процесс формирования мужской и женской половой роли.
Психологическое исследование полоролевого поведения мальчиков показало, что ролевые предпочтения в играх, свойственные своему полу выбирают в 90% подростки с легкой степенью и в 50% – с умеренной степенью нарушения интеллекта, не свойственные полу – в 10% и 20%, соответственно. При выборе игр и занятий мальчики третьей группы (легкая умственная отсталость) делали выбор в соответствии с полом в 80% случаев, в четвертой группе (умеренная умственная отсталость) в 80%; свойственные противоположному полу: – в третьей группе в 20%, в четвертой – в 10%.
Интерес к противоположному полу проявлялся: в третьей группе в 90%, в четвертой - в 70%; отсутствие интереса - в 10% и 30%, соответственно, причем в двух случаях в этой группе присутствует интерес, желание ласк, нежности у представителей своего мужского пола.
Стойкое стремление к изменению внешности, феминность поведения, ношение женской одежды, украшений и т.п. отмечалось в третьей группе у 10%, в четвертой группе у 20% мальчиков. Удовлетворенность своим полом: в третьей группе у 90%, в четвертой группе у 80%. Стеснялись телесной мужественности 30% мальчиков третьей группы и 20% – четвертой.
Выбор стиля поведения в соответствии с мужским в третьей группе был характерен у 70%, в четвертой – у 20%. Женский стиль поведения отмечался в третьей группе у 30%, в четвертой – у'
Следовательно, мальчики с легкой умственной отсталостью бирают мужской стиль поведения, хотя проживают в закрытом вь е>кдении и воспитываются, в основном, женщинами. У Интерес к обнаженному телу проявляется у мальчиков в третьей vnne в 70%, в четвертой группе в 50%, нет интереса в третьей руппе у 30%, в четвертой группе у 50%.
80% мальчиков в обеих группах стремятся к общению со взрослыми, ищут их ласки, поощрения, похвалы и т.д. Мастурбация в третьей группе наблюдалась у 50%, что приближается к нижним границам у подростков с нормальным интеллектом (по Кинзи 70-90% мальчиков-подростков мастурбируют).
Таким образом, все изложенное позволяет сделать выводы:
– Девочки с умственной отсталостью пубертатного возраста выбирают игры, занятия, стиль поведения, свойственные женскому полу, независимо от уровня интеллектуального развития. Уровень интеллекта коррелирует у умственно отсталых с чувством стеснительности, восприятием своей телесной женственности: чем он выше, тем более развиты эти чувства.
– Полоролевое поведение девочек не зависит от уровня интеллектуального развития. Примерно в 2/3 случаев оно является феминным, в 1/3 – с признаками маскулинного поведения, небольшой процент (60–7%) девочек не имеет выраженного полоро-левого поведения (рис. 24).
– Полоролевое поведение мальчиков в большинстве случаев является маскулинным, но у мальчиков с более низким интеллектом высокий процент (42%) феминного поведения и в 8% оно является невыраженным (рис. 25). Это подтверждает представление о том, что полоролевое поведение формируется под влиянием реакций взрослых.
70% -,
60% 60%
60% -
• поведение в соответствии с полом
Пповедение не соответствующее полу
П половое поведение не выражено
0%
легкая умственная отсталость
. 24. Полоролевое поведение девочек с умственной отсталостью
50% 42%
П поведение не соответствующее полу
П половое поведение не выражено
легкая умственная отсталость
Рис. 25. Полоролевое поведение мальчиков с умственной отсталостью
Поскольку наиболее существенные нарушения половой идентификации и поведения отмечались в группе девочек 14–16 лет с умеренной умственной отсталостью, то представляло интерес изучить особенности их сексуального поведения в более старшем возрасте в 17-26 лет, т.е. не только в пубертатном, но и постпубер-татном периоде полового созревания.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29