5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
Психодиагностический тест ВПР позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоциональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начиная с 4 лет.
Тест ВПР является модификацией психологического теста «Предпочитаемый тип симпатии» (Эйдемиллер Э. Г., Юстиц-
кий В. В., 1990), который был создан для исследования осознавя емых и неосознаваемых проявлений симпатии у членов семьи.
Метод является невербальным и соответствует понятию имп. рессивных проективных тестов. Результаты теста имеют количе ственные выражения, что позволяет отнести его также и к шкаль-ным методам.
Теоретическое обоснование теста ВПР опирается на особенно-сти субъективного зрительного восприятия, влияния феноменов идентификации, категоризации и психологических установок на восприятие. Человек останавливает свой выбор именно на тех портретах, которые имеют для него личностный смысл, которые потем или иным причинам оказывается значимыми, при положительном и отрицательном характере отношения.
Стимульный материал представляет собой набор из 30 карточек размером 6x9 см, в котором 15 мужских и 15 женских штриховых портретов. Все карточки разделены на пять возрастных групп; по шесть карточек в каждой группе, где 3 мужских портрета и 3 -женских.
Границы возрастных групп и терминология приведены в соответствии с Международной классификацией ООН.
1 -я группа – дети в возрасте от 4 до 12 лет;
2 – подростковый и юношеский возраст – 13–21 год;
3 – возраст ранней зрелости – 22-35 лет;
4 - возраст поздней зрелости – 36-55 (60) лет;
5 – пожилой возраст – старше 55 (женщины), 60 (мужчины) лет.
Всем испытуемым предлагается ранжировать предпочитаемые и отвергаемые портреты определенным образом.
Первичные результаты выборов испытуемых анализируются с помощью специального математического аппарата. Разработаны формулы для вычисления коэффициентов предпочтения и отвер-, жения портретов по половому признаку. Каждая формула «учитьн вает» 6 первичных значений, причем предпочитаемые портреты обозначены знаком (+), отвергаемые - знаком (-).
КМ± – взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов, отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;
KF± – взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов, отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.
Все полученные результаты обработаны методом вариационной статистики, с определением: средней арифметической (<х>)> ошибки средней арифметической (Ах) и среднеквадратичного отклонения (о). Статистические решения принимались на 5%-ном уровне зна-при двусторонней альтернативе для критерия Стьюдента.
Доказана надежность и валидность методики для исследования ЙЦ с нарушением интеллекта.
Проективный тест ВПР позволяет сделать заключение о принятии субъектом себя в половозрастном аспекте, своей половой роли и отношении к ней в данной системе отношений.
С помощью теста ВПР была исследована группа девочек в 43 человека. Девочки проживают в Детском доме-интернате № 1 (Г. Петродворец) около 10 лет. Возраст исследуемых 14–18 лет.
Данную основную группу мы разделили на две подгруппы по степени выраженности интеллектуального дефекта. Подгруппа 1 состояла из 23 девочек с умственной отсталостью в легкой степени (1Q = 70-60).
Подгруппа 2 состояла из 20 девочек с умственной отсталостью в умеренной степени (IQ =50-40).
В качестве испытуемых контрольной группы были исследованы 57 девочек – учениц трех девятых классов средней школы № 263 Центрального района Санкт-Петербурга. Возраст испытуемых -14-16 лет.
Исследования проводили индивидуально с каждым обследуемым в форме беседы-наблюдения. Беседа с девушкой из основной группы отличалась более подробным, чем в контрольной группе, разъяснением инструкции, отсутствием ограничения во времени, подробным обсуждением результатов, большим набором уточняющих вопросов.
Всем испытуемым предлагали следующую инструкцию:
«Разложите на столе все карточки с портретами. Внимательно рассмотрите их и выберите 6 карточек, которые кажутся Вам наиболее приятными, и 6 – наиболее неприятными. Выбранные карточки расположите в двух рядах: предпочитаемые, начиная с самого приятного портрета; отвергаемые, начиная с самого неприятного портрета».
Вычисляли показатели (Э. Г. Эдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999):
– Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов (КМ±), отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;
– Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) венских портретов (KF±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.
Девушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой степенью умственной отсталости) быстро справлялись с заданием, У них не возникало трудностей в усвоении и выполнении инструк-
ции, они выражали заинтересованность при выполнении заданы легко отвечали на заданные вопросы. Я'
В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были от мечены значительные трудности в усвоении и выполнении инст рукции. Их ответы на дополнительные вопросы были стереотипии и односложны.
Полученные результаты в первой и второй подгруппах имели значительные различия и были обработаны раздельно.
По данным, полученным в ходе исследования, девочки из под. группы 1 выбирали портреты соответствующие своему полу и возрасту в 84,5% случаев, а в подгруппе 2 - в 40%.
Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и положительного отношения к образу «Я». В первой подгруппе полученные данные более чем в 2 раза были выше, чем во второй, что связано с более выраженным интеллектуальным нарушением девочек из подгруппы 2.
Основная группа I
Полученные данные отражены графически (рис. 23).
Контрольная группа II
-0,8
Рис. 23. Взвешенные коэффициенты предпочитаемых •' (отвергаемых) мужских (КМ) и женских (KF) портретов у девочек основной и контрольной групп. I подгруппа девочек с легкой, II – с умеренной умственной отсталостью
У девочек из основной группы, (подгруппы 1) коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портретов. Мужские портреты больше отвергались девочками, чем предпочитались.
Девушки отдавали предпочтение женским портретам 1–3 воз-стных групп и отвергали портреты пожилых женщин. В числе дПОчитаемых мужских портретов девушки больше выбирали ртреты юношей и молодых мужчин. Среди отвергаемых – порт-eTbi мальчиков и портреты мужчин пятой возрастной группы. Портреты юношей и девушек предпочитали одинаково, причем портреты только этой возрастной группы предпочитались
больше, чем отвергались.
Аналогичные данные были получены в контрольной группе де-
вочек.
Иная картина наблюдалась у девочек с умеренной умственной отсталостью. В этой подгруппе коэффициент предпочитаемых мужских портретов был достоверно выше, чем коэффициент предпочитаемых женских портретов. Вместе с тем, мужские портреты больше отвергались, чем предпочитались. Таким образом, мужские портреты больше выбирались девочками подгруппы 2 как среди предпочитаемых, так и среди отвергаемых портретов, что свидетельствует об их высокой значимости.
Резумируя полученные данные, следует отметить, что инвалидность по физическим и психическим заболеваниям может по-разному влиять на индивидуальную сексуальность и освоение половой роли. Она отражается не только на самовосприятии, сексуальных и общественных отношениях индивида, но и на его социальном статусе. Долгое время общественное мнение придавало значение лишь обеспечению безопасности и социальному обслуживанию инвалидов. Постепенно общество начинает осознавать, что инвалиды испытывают определенные потребности (в том числе и сексуальные) и имеют равные права на их удовлетворение. Сексуальные потребности должны учитываться в целостном подходе к решению различных проблем лиц с разной степенью умственной отсталости.
Все
Полученные результаты позволяют заключить, что негрубое нарушение интеллекта не имеет значительного влияния на формирование полоролевой идентичности. Результаты, полученные в первой и второй подгруппах основной группы, имеют резко выраженные отличия. Полученные данные свидетельствуют, что в под-Фуппе 2 наблюдается тенденция к непринятию своей половой роли и предпочтение мужского стиля поведения. Условия воспитания и содержания девочек обеих подгрупп одинаковы, это дает нам в°зможность утверждать, что различия вызваны более грубым на-РУшением интеллекта, имеющегося у девочек второй подгруппы.
вышеизложенное позволяет констатировать, что выраженное
Нарушение интеллектуального развития влияет на формирование п°лоролевой идентичности.
Освоение умственно отсталыми девушками понятий собствен ной сексуальности, своих потребностей и возможностей видитс нам чрезвычайно значимым для процесса интеграции их в социум» Члены семьи, работники образования, здравоохранения и другце лица, осуществляющие уход за детьми со сниженным интеллектом должны владеть информацией об особенностях психосексуального развития умственно отсталых, что обеспечит более эффективную помощь и сведет к минимуму риск сексуального злоупотребления и использования детей с умственной отсталостью.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29