logo search
Райгородский Д

Постановка вопросов и техника ответов на них

Чтобы получить вразумительный ответ, надо знать техни­ку постановки вопросов. Общеизвестна истина: кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ. Таким образом, вопросы собеседников очень полезны. Они позволяют:

- направить процесс передачи информации в русло, соот­ветствующее вашим планам и пожеланиям;

- перехватить и удержать инициативу в беседе;

- активизировать собеседника, чтобы от монолога перейти к гораздо более эффективному, с точки зрения передачи фор­мации, диалогу;

- собеседнику проявить себя, показать, что он знает, и са­мому предоставить нужную вам информацию.

Большинство людей по многим причинам неохотно отве­чают на прямые вопросы (недостаточное знание предмета, бо­язнь передачи неправильных сведений, деловые ограничения, трудности в изложении). Поэтому сначала надо заинтересовать собеседника, т.е. объяснить ему, почему отвечать на ваши во­просы в его интересах. Кроме того, не мешает объяснить, поче­му вас интересует тот или иной факт и как вы собираетесь ис­пользовать полученную от него информацию. Необходимо по­мнить, что и ваш собеседник спрашивает себя: «Почему они хо­тят это узнать? Почему их интересует?»

Существует несколько групп вопросов. Югославский пси­холог Предграг Мицич, например, выделяет следующие типы вопросов:

«Закрытые вопросы» - это вопросы, на которые можно заметить «да» или «нет». Они ведут к созданию напряженной атмосферы беседы, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у вашего собеседника. В постановке таких вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечат­ление, что его допрашивают. Центр тяжести беседы смещается в вашу сторону, вследствие чего собеседник лишается возмож­ности высказать свое мнение. Закрытые вопросы рекомендует­ся задавать не тогда, когда вам нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда вы хотите ускорить получение со­гласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности.

«Открытые вопросы» - это вопросы, на которые нель­зя ответить «да» или «нет» и которые требуют какого-либо объяснения.

Они обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», почему», «каково ваше мнение». С помощью вопро­сов этого типа вы позволяете своему собеседнику маневриро­вать, а беседе перейти от монолога к диалогу.

Собеседник имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, выбрать ту информацию, которую он хочет вам со­общить. Это выводит его из состояния замкнутости и сдержан­ности.

Такие вопросы задают тогда, когда вам нужны дополни­тельные сведения или когда вы хотите выяснить реальные мо­тивы и позицию собеседника. Опасность заключается в том, что можно вообще потерять контроль за ходом беседы.

Риторические вопросы служат для более глубокого рассмотрения проблем. На эти вопросы не даются прямые отве­ты, так как цель - вызвать новые вопросы и указать на нере­шенные проблемы или обеспечить поддержку вашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения. Например: «Можем ли мы считать подобные явления нормаль­ными?», «Ведь мы придерживаемся единого мнения по данно­му вопросу?»

«Переломные вопросы» удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы. Они задаются в тех случаях, когда вы уже получили достаточ­ную информацию по одной проблеме и хотите переключиться на другую или когда вы почувствовали сопротивление собесед­ника и пытаетесь его преодолеть.

Если собеседник отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют выявить уязвимые места его позиции. На­пример: «Как считаете, нужно ли...», «Как в действительности у вас происходит...», «Как вы представляете себе...»

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Ему предоставляется возможность внести по­правки в изложенную позицию. В результате чего создается благоприятная атмосфера на основе общего подхода к пробле­ме. Примеры таких вопросов: «Считаете ли вы, что...», «Пра­вильно ли я понял ваше общение (мнение) о том, что...»

Перед тем как задавать вопросы присутствующим, нужно поставить себя на их место и задуматься над тем, что может их заинтересовать, с чем бы они согласились, а с чем нет.

В начале беседы возьмите на себя инициативу и попытай­тесь создать благоприятную атмосферу с помощью «закрытых

вопросов». При этом следует задавать только такие вопросы, на которые обязательно получите утвердительные ответы. Этим вы облегчите себе задачу получить согласие и завоюете доверие собеседника.

Примеры «закрытых вопросов»:

— «Как вы считаете, готовы ли вы...» - Вероятный ответ «да».

— «Будут ли вас интересовать...» - Вероятный ответ «да».

— «Для того чтобы установить, целесообразно ли для вас привлекать нашу фирму, нужна некоторая информация. Могу ли в связи с этим задать вам несколько вопросов?» - Вероятны ответ «да».

На следующем этапе, когда расширяются границы облас­тей передачи информации и производится обмен мнениями, следует задавать преимущественно «открытые вопросы».

После этого наступает этап проверки полученной инфор­мации. Здесь преобладают риторические вопросы и вопросы для обдумывания.

В конце беседы, намечая новое направление информиро­вания, пользуйтесь переломными вопросами.

Чего вы добиваетесь, задавая такие вопросы? Вы избегаете или существенно снижаете вероятность «беседы-ссоры». Ведь любое утверждение (особенно не подкрепленное фактами) вы­зывает у собеседника дух противоречия и контраргументы в за­крытой или открытой форме. Если же вы своим утверждениям придадите форму вопроса, то тем самым смягчите или нейтра­лизуете желание собеседника вам противоречить.

Более обстоятельную классификацию вопросов собеседник дает уже упоминавшийся немецкий психолог Н. Энкельман. Проведем эту классификацию и укажем рекомендуемую этим ученым технику их постановки, исходя из того, что, задавая во­прос, вы уже определяете вид ответа.

Информационные вопросы. Тот, кто задает информа­ционные вопросы, нуждается в знаниях, опыте и советах дру­гого. Речь идет о сборе сведений, которые необходимы, чтобы составить представление о чем-либо. Информационные во­просы - это всегда открытые вопросы. Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения ве­щей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения.

Контрольные вопросы. Контрольные вопросы важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислу­шивается ли еще к вам собеседник, понимает ли он вас или про-

сто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы: «Что вы об этом думаете?»; «Считаете ли вы так же, как и я?»; «Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле?»

По реакции собеседника вы заметите, следит ли он за ва­шей мыслью. Если вы при ответе на контрольный вопрос вы­явите неприятие или непонимание, придется вернуться немно­го назад.

Вопросы для ориентации. Вопросы для ориентации за­даются, чтобы установить, продолжает ли собеседник придер­живаться высказанного ранее мнения или прежнего намере­ния. Простейшие вопросы этого типа таковы: «Есть ли у вас еще вопросы по этой теме?»; «Каково ваше мнение по этому пункту?»; «И к каким выводам вы при этом пришли?»; «Поня­ли ли вы, какую цель мы этим преследуем?»

Разумеется, после того как вы задали вопрос для ориента­ции, вам нужно помолчать и позволить высказаться собеседни­ку. Не торопите его. Он должен сосредоточиться, разобраться в своих мыслях и высказать свое суждение. Обязательно задавай­те вопрос для ориентации, если вы подробно рассказываете о сложном приборе или новых услугах, потому что после вашего пятого предложения собеседник мысленно отключается. По от­вету на подобный вопрос вы сразу же уясните для себя, что по­нял собеседник, готов ли он согласиться с вашими аргументами.

Подтверждающие вопросы задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если ваш собеседник пять раз согласится с вами, то на решающий шестой вопрос он не станет возражать. Англичане в этом смысле несколько предусмотрительнее дру­гих. Обычно любой разговор у них начинается с обмена мнени­ями о погоде. Если по этому вопросу достигнуто единодушие, то значительно легче переходить к решению следующих проблем. В любой разговор нужно вкраплять подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не на том, что разделяет, например: «Вы, наверное, тоже рады тому, что...», «Если я не ошибаюсь, вы считаете, что...»

Ознакомительные вопросы, как уже явствует из их на­звания, должны знакомить вас с мнением собеседника. Таким образом, это тоже открытые вопросы, на которые невозможно ответить односложно «да» или «нет», например: «Довольны ли вы...», «Каковы ваши цели относительно...»

Встречные вопросы. Хотя это в общем невежливо отве­чать вопросом на вопрос, однако встречный вопрос является искусным психологическим приемом, например: «Сколько стоит этот станок?» Ответ: «А сколько их вы хотите закупить?» Во­просы подобного рода ведут к постепенному сужению разгово­ра и подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да».

Альтернативные вопросы. Эти вопросы предостав­ляют собеседнику возможность выбора. Число возможных вариантов, однако не должно превышать трех. Альтернатив­ные вопросы предполагают быстрые решения. При этом сло­вечко «или» чаще всего является основным компонентом во­проса: «Какой день недели вас больше всего устроит: поне­дельник или вторник?», «Какой цвет вас интересует: желтый или красный?».

Однополюсные вопросы. Это всего лишь повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет вопрос и лишь затем дает ответ. Ре­зультат такого вопроса двоякий: у вас складывается впечатле­ние, что ваш вопрос правильно понят, а отвечающий получает возможность тщательнее обдумать свой ответ.

Удостоверяющие замечания. Своим замечанием: «Это очень удачный вопрос» - вы даете понять своему собеседнику, что он задает умные вопросы и хорошо улавливает суть разго­вора. Еще одна возможность: «Я рад, что вы задаете мне имен­но этот вопрос». Или: «То, что вы задаете мне этот вопрос, до­казывает, что...»

Если вы хотите в полной мере проявить искусство ведения беседы, то должны время от времени вставлять удостоверяю­щие замечания, потому что никто и ничто так не порадует ва­шего собеседника, как его собственная правота.

Направляющие вопросы. Дирижер оркестра подает знак музыканту или части оркестра, когда вступать, какую часть музыкального произведения выделить и сыграть выра­зительнее. Он замедляет темп, смягчает или усиливает звуча­ние оркестра. Точно так же и вы можете взять в свои руки уп­равление ходом беседы направлять ее в то русло, которое вас больше устраивает. Не позволяйте собеседникам навязывать вам нежелательное направление разговора. Время идет быст­ро, не успеете оглянуться, как назначенное для беседы время истечет, а вы едва только начали разговор, вместо того, чтобы уже подводить его итоги.

Провокационные вопросы. Провоцировать означает бросать вызов, подстрекать. Кто задает провокационный во­прос, должен осознавать, что это подстрекательство. Между тем

такие вопросы тоже необходимо использовать в разговоре, что­бы установить, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел.

Примеры: «Вы действительно считаете, что ваш станок в последующие три года будет еще конкурентоспособен?»; «Вы уверены, что сможете еще длительное время продавать это из­делие по такой цене?»

Вопросы, открывающие переговоры, доклады (вступительные). Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У партнеров по переговорам или слушате­лей сразу появляется заинтересованность, возникает состоя­ние положительного ожидания. Примеры: «Если бы я смог вам предложить решение повседневной производственной проблемы, нашли бы вы для меня семь минут времени?»; «На вашем предприятии ежедневно наблюдаются простои... Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?»; «Вам приходится много трудиться, чтобы заработать на жизнь и кроме того позаботиться о спокойной старости. Если я предло­жу вам два способа, с помощью которых можно из ваших денег сделать больше денег, ничем при этом не рискуя, заинтересо­вало бы вас это?»

Заключающие вопросы. Цель заключающих вопро­сов - завершить разговор. Лучше всего сначала задать один - два подтверждающих вопроса, сопроводив их непременно дружеской улыбкой и по возможности одобрительным кив­ком головы: «Смог ли я убедить вас, в чем выгода этого стан­ка для вашего предприятия?»; Убедились ли вы, насколько прост прибор в эксплуатации?»; «Заметили ли вы, как специ­алист, насколько аппаратура сочетается с обстановкой в поме­щении?».

А затем без дополнительного перехода можно задать за­ключающий вопрос.

Примеры: «Какой срок монтажа вас устраивает больше -15 ноября или 15 декабря?»; «Какой костюм вам упаковать - зе­леный или с рисунком?»

В заключение укажем технику ответов на вопросы собесед­ников. Суть такой техники можно свести к нескольким принци­пиально важным правилам. Вот эти правила:

1. На сложные проблемные вопросы отвечайте, если имее­те продуманный вариант решения этой проблемы. Если такого варианта нет, то лучше не импровизировать, ибо при этом очень легко попасть впросак.

2. Если спрашивающий использует в своем вопросе нега­тивные, некорректные слова или предложения, то не надо при ответе их повторять.

3- На провокационные вопросы лучше не отвечать. Или пе­ревести разговор на самого спрашивающего, или на характер вопроса.

4. Чем эмоциональнее вопрос, тем короче должен быть ответ.

5. Чем больше спрашивающий переполнен эмоциями, тем спокойнее и хладнокровнее надо ему отвечать.

Готовьтесь заранее к любому важному разговору. Если вам в ходе беседы нужно многое узнать, то запишите по порядку важнейшие вопросы. Заранее для себя установите:

- как я начну разговор;

- какие аргументы я приведу;

- каких возражений следует ожидать;

- как я буду их опровергать;

- какие заключительные аргументы я использую?