logo search
Райгородский Д

Пять правил эффективной обратной связи

1. Отвечайте партнеру на языке «Я - сообщение». Форму­лируйте вашу реакцию на слова собеседника через описание преживаемых чувств и мыслей: «Я думаю, что...», «Мне ка­жется...», «У меня такое ощущение...». «Вы - обращение» в ситуации слушания менее эффективно, в нем порой содер­жится неконструктивный элемент оценки другого человека, что может быстро привести к конфронтации, например: «Ду­маю, что вы заблуждаетесь.., ошибаетесь.., не понимаете ситу­ацию...» и т. п.

2. Обратная связь - «здесь и теперь». Если вы выскажете свою обиду лишь через несколько дней, партнер может отка­заться от слов, сообщив вам, что он этого не говорил, вам все это показалось. Отсроченная межличностная информация мо­жет быть искажена фактором времени.

3- Обратная связь - по конкретному вопросу. Отражать следует конкретные чувства и понимание именно той инфор­мации, о которой идет речь в данный момент, обращаться нуж­но к конкретному человеку, к его высказываниям и мыслям, а не к людям вообще.

4- Исходная установка — корректность и доброжелатель­ность. Не следует самоутверждаться за счет других, говорить о том, что на самом деле вас не интересует; отражать чувства, ко­торые вы не испытываете. Ваш партнер любую фальшь мгно­венно почувствует и «закроется», к тому же это может вызвать агрессивную реакцию или обиду.

5- Обратную связь целесообразно осуществлять в том слу­чае, если вы ощущаете у партнера потребность в ней. Для это­го необходимо знать: значимо ли для него ваше мнение? Мо­жет, ваши усилия пропадут впустую? К тому же необязатель­но устанавливать обратную связь с помощью слов, иногда партнеру бывает достаточно зафиксировать ваш выразитель­ный взгляд, жест.