4.5. Развитие коммуникативных навыков
у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью в процессе обучения
Для оценки начального и последующих обследований, а также с целью учета успешности обучения навыкам общения в данной части работы была использована психологическая методика Р. Жиля, адаптированная нами применительно к данному контингенту обследованных.
Эта методика позволяет провести изучение социальной приспособленности и взаимоотношений умственно отсталых лиц с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных
ситуациях, важных для молодого человека и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой сообщается, что от молодого человека ждут ответов на вопросы по картинке. Методика позволяет получить информацию об отношении молодого человека к разным окружающим его людям и их значимости для него.
С использованием данной методики были обследованы молодые люди от 15 до 30 лет (46 человек), имеющие умеренную и тяжелую степень умственной отсталости. Клинико-психологическая характеристика этих молодых людей представлена в предыдущих главах монографии. Если в группе с умеренной умственной отсталостью с применением методики Р. Жиля удалось провести обследование всех молодых людей, то в группе с тяжелой умственной остал остью-только 56% молодых люде и, в основном, владеющих вербальными средствами общения.
С последними проведено динамическое обследование в процессе эксперимента по обучению общению в течение 1,5 лет. Тяжело умственно отсталые молодые люди, проживающие в психоневрологическом интернате были обследованы 4 раза: I - в начале работы, II – спустя 6 месяцев, III – спустя 1 год, IV – спустя 1,5 года.
В таблице 16 представлены усредненные показатели методики Р. Жиля у двух групп обследованных. Можно видеть, что в обеих группах наиболее высокие значения отмечались в показателях «реакция на фрустрацию» (71,7% и 63,3% – у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответственно), а также «отношение к матери» (53,5% и 56,7%) и «любознательность» (49,2% и 50,3%, соответственно).
Высокие показатели реакции на фрустрацию свидетельствуют о наличии у обследованных молодых людей поведенческих трудностей и проблем в общении. Они бывают очень упрямы, агрессивны, не разговаривают, их трудно заинтересовать и удержать внимание на занятиях. Отмечалась высокая симбиотическая связь с матерью у молодых людей обеих групп при очень низкой с отцом (6,5% и 10,0%, соответственно) и с другими родственниками. На III месте по значимости у обследованных лиц оказался показатель любознательности. Как отмечалось выше, у детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью также выявлено с помощью других методик высокое значение этого показателя. В отличие от сведений, имеющихся в литературе, где указывается на почти полное отсутствие инициативы, любознательности и наличие инертности и ту-гоподвижности у этих лиц, нами получены другие данные, говорящие о противоположном и о противоречивом развитии данных личностных особенностей у умственно отсталых молодых людей.
Таблица 16
Показатели межличностных отношений у молодых людей с нарушением интеллекта, %
№ _~ –– - 1.
| Показатели
| Группа молодых люедй с умеренной умственной отсталостью
| Группа молодых людей с тяжелой умственной отсталостью
|
Отношение к матери
| 53,7
| 56,7
| |
2. _ – – - 3.
| Отношение к отцу
| 6,5
| 10,0
|
Отношение к родительской чете
| 0,9
| 15,5
| |
4.
| Отношение к братьям и сестрам
| 2,9
| 0
|
5.
| Отношение к бабушке и дедушке и другим взрослым родственникам
| 5,3
| 0
|
6.
| Отношение к другу и подруге
| 45,8
| 16,0
|
7.
| Отношение к учителю
| 30,8
| 18,2
|
8.
| Любознательность
| 49,2
| 50,3
|
9.
| Стремление к общению в больших группах
| 50,8
| 27,2
|
10.
| Стремление к лидерству
| 28,9
| 20,5
|
11.
| Конфликтность и агрессивность
| 27,2
| 11,5
|
12.
| Реакция на фрустрацию
| 71,7
| 63,3
|
13.
| Стремление к уединению
| 22,2
| 23,8
|
В группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью в 2 раза чаще преобладало стремление к общению и в 3 раза – межличностные отношения к другу (подруге) по сравнению с лицами с тяжелой умственной отсталостью. Показатели «отношение к учителю», «стремление к лидерству», «конфликтность и агрессивность», хотя и были выражены более слабо по сравнению с предыдущими, однако имели большие значения в группе обследованных с умеренной умственной отсталостью.
С группой молодых людей, имеющих тяжелую умственную отсталость 3 раза в неделю по 2-3 часа в течение 1,5 лет проводились коррекционные занятия по развитию навыков общения с применением программы Л.М. Шипицыной и соавт. «Азбука общения» (1998) и финской программы Люиса Нюканен «Книга о хорошем Поведении» (1998).
Полученные результаты рассмотрим на двух наиболее типичных примерах.
Пример 1. Константин П., 25лет. Диагноз: тяжелая умствен ная отсталость, негативизм, дисфория, энкопрез. Поведенческие нарушения, аффективная возбудимость, агрессивность, гневливость. Сексуальная расторможенность, онанизм.
Физическое развитие. Передвигается самостоятельно, координация и точность движений не нарушены. Развитие мелкой мото-рики удовлетворительное. Родители отмечают наличие навязчивых движений: перелистывание книг, газет, настойчивое приставание к людям.
Самообслуживание и трудовые навыки. Навыки личной гигиены сформированы недостаточно, чистит зубы и умывается самостоятельно, но требуется помощь при принятии ванны. Отношение к пище спокойное, владеет навыками приема пищи.
Мотивы отношения к труду неустойчивы, ситуативны. Владеет простейшими навыками работы с бумагой, тканью, умеет пришить пуговицу, может резать ножницами бумагу, ткань. Работоспособность низкая. Физических ограничений для выполнения домашнего труда не имеет, но в связи с потворствующей гиперопекой матери, круг таких обязанностей ограничен.
Эмоциональное развитие. При значительной эмоциональной лабильности преобладает позитивный фон настроения. В ситуациях фрустрации возможны аффективные реакции, агрессия. Тревожность высокая, наличие страхов не выявлено. Понимание собственных чувств и адекватность их выражения неудовлетворительны, мимика не всегда соответствует выражаемым эмоциям. Понимание отдельных эмоциональных состояний окружающих недостаточно, дифференцирует лишь ярко выраженные эмоции, что заметно снижает адекватность ответных реакций в общении.
Обучение и развитие речи. Закончил один класс специальной школы, был признан необучаемым, переведен в психоневрологический интернат, проживает в нем на 5-ти-дневном режиме. На выходные дни родители забирают его домой. Семья полная, кроме Кости детей нет.
Удовлетворительно развита речь. Логопедический диагноз: функциональная дислалия. Объем активного словаря резко снижен. Задает нелепые вопросы, дает ответы не по теме. Склонен повторять одни и те же слова. Сквернословит.
Коммуникативные навыки. Знает имена своих родителей и ближайших родственников. Характер отношений с матерью варьирует от безразличного к негативному. В поведении стремится подражать отцу, что отрицательно отражается на его отношениях с матерью (агрессивен, склонен к бурным аффективным вспышкам). Стал проявлять интерес к общению в группе молодых людей (юношей
девушек). Характер отношений и общения с участниками группы
Оброжелательный, к лидерству не стремится. Среди значимых
взрослых признает авторитет учителя, несложные задания выпол-
няет без принуждения. Появился интерес к совместной трудовой
деятельности (стал более активен, инициативен).
Удовлетворительно владеет навыками речевого общения (по-нимает обращенную речь, способен выразить свои мысли и пожелания, умеет начать и поддержать беседу, застреваем). Умение использовать в общении невербальные средства сформировано недостаточно. Самооценка завышена. Осознание собственного «Я» в настоящем адекватно по полу и возрасту, но в прошлом и будущем себя не идентифицирует.
Знает и соблюдает основные правила поведения дома и на улице, но в ситуациях общения с незнакомыми людьми ориентирован слабо. Не владеет умением оказать себе и другим помощь и не может применить знания правил безопасности в экстремальных ситуациях. Имеет представление о функции служб помощи (медицинской, пожарной и т.д.), но не сможет связаться с ними в случае необходимости.
Работа в группе общения. В первые месяцы занятий Костя охотно присутствовал и занимался, но ни с кем не разговаривал, не общался, никого не называл по имени. Мог неожиданно встать и начать ходить по комнате, хватать различные предметы и смотреть в окно. На замечания внимания не обращал. Во время обследования вел себя спокойно, охотно отвечал на вопросы, рассматривал предложенные картинки.
При первом обследовании межличностных отношений Константина П. с использованием методики Р. Жиля было установлено, что выраженность показателя отношений с матерью составила 35%, с отцом - 40%, а также был высоким показатель значимости отношения к родителям как к чете 58%. Отношения с другом не имели актуальности и составили нулевые значения. Низкий показатель - отношения с учителем - 25%. Несмотря на высокое стремление к лидерству – 50%, отмечалась низкая любознательность – 15% и желание общаться - 25%, конфликтность - 25% и отгороженность - 12% (табл.17).
Высокий показатель реакции на фрустрацию – 100% связан, вероятно, с большим числом поведенческих трудностей у данного Молодого человека и наличием проблем общения.
При II обследовании (спустя полгода от начала занятий в группе общения) у Константина П. были зарегистрированы следующие Результаты: выраженность значимости отношений с матерью и от-Цом уменьшились (до 25% и 35%, соответственно), к родителям как
Таблица 17
Регистрационный лист методики Рене Жиля при обследовании Кости П., 25 лет
Отношения. Поведенческие характеристики
10 20 30 40 50 60 70 80 90
1. Мать
2. Отец
3. Родители вместе как чета
4. Брат, сестра
5. Бабушка, дедушка и др.родственники
6. Друг, подруга
1'. Учитель, воспитатель
8. Любознательность
9. Общительность в группе
10. Доминирование, лидерство____
11. Конфликтность, агрессивность
12. Реакция на фрустрацию
13. Отгороженность
Примечания: сплошная линия - результаты 1-го обследования (до начала занятий по развитию навыков общения), заштриховано - результаты IV обследования (после 1,5 лет работы в группе общения).
к чете – осталась прежней – 58%. Увеличилась значимость отношений с педагогом – до 42%, но по-прежнему, никаких изменений не наблюдалось в отношении друзей. Увеличилась с 15% до 50% любознательность, стремление к лидерству (с 50 до 65%) и конфликт-кость (с 23 до 33%). Показатель желания общения в группе оставался по-прежнему низким (25%), а отгороженность уменьшилась с 12 до 8%.
При III обследовании (спустя 1 год от начала занятий в группе общения) значимость отношений с отцом и матерью фактически не изменилась. Однако в 2 раза вырос показатель отношений с педагогом (до 50%) и появилось отношение к друзьям (с 0 доЗО%)-Отмечается увеличение до 85% любознательности, до 65% стремления к лидерству. Но самое важное – в 2 раза возрастает желание общаться (с 25 до 50%) на фоне снижения до 8% отгороженности.
Следовательно, в результате работы в группе общения в течение 1 года удалось у данного молодого человека1, весьма отгороженного оТ внешнего мира с повышенной гиперопекой матери, личностны-ми и поведенческими нарушениями, хотя он находился с 8 лет условиях коллективного воспитания (в интернате), весьма существенно изменить межличностные взаимоотношения. У него появились друзья, усилился авторитет учителя, а главное – появилось стремление к общению.
При IV обследовании (спустя 1,5 года) представляло интерес проверить устойчивость полученных результатов. В таблице 17 можно видеть, что отношения с учителем продолжают оставаться высокими (51%). Сохраняются высокими любознательность (64%), стремление к общению (50%). Но снижается отношение к друзьям (до 8%), падает стремление к лидерству на фоне резкого усиления конфликтности (до 54%) и роста отгороженности (до 17%).
Можно полагать, что характерные для данного молодого человека поведенческие нарушения и тяжелая умственная отсталость негативно влияют на результаты формируемых межличностных отношений. Хотя показатель отношения к друзьям снизился, но желание общаться и любознательность остались на высоком уровне, что позволяет надеяться на позитивные результаты в дальнейшем.
Рассмотрим еще один пример.
Пример 2. Татьяна К., 24 г. Диагноз: тяжелая умственная отсталость. Экспрессивная (моторная) алалия I уровня. Нарушения поведения, аффективная возбудимость, аутоагрессивность, негативизм. Дисменорея.
Физическое развитие. Передвигается самостоятельно, координация не нарушена. Мелкая моторика развита достаточно. Способна выполнять быстрые и точные движения. Двигательная активность высокая.
Самообслуживание. Навыки самообслуживания и личной гигиены сформированы на достаточно высоком уровне (самостоятельно пользуется умывальными принадлежностями, принимает ванну, стирает, пользуется утюгом). Старается соблюдать режим питания, в еде умеренна.
Недостаточно понимает значимость трудовой деятельности. Выполняет ряд обязанностей по дому (накрывает на стол, помогает готовить). После работы в группе общения существенно повысилась мотивация совместной деятельности, появилось желание помогать (опекает младших по возрасту). С удовольствием занимается творческой работой. Владеет простейшими трудовыми операциями (умеет пользоваться иглой, ножницами, клеем, бумагой).
Имеет частичное представление о различных профессиях и их зна. чимости в жизни человека.
Эмоциональное развитие. Эмоционально неустойчива. Способна дифференцировать отдельные ярко выраженные эмоции ок-ружающих, однако свои эмоции выражает не всегда адекватно Мимика зачастую не соответствует эмоциональным состояниям Тревога – умеренная, ближе к низкой. Отмечаются эпизодически возникающий страх темноты и животных (собак). В ситуации фрустрации возможны агрессивные вспышки.
Обучение и развитие речи. Не обучалась. Проживает в психоневрологическом интернате на 5-ти-дневном режиме. На выходные мама забирает Таню домой. Семья состоит из мамы и Тани.
Речь почти не развита. Использует несколько слов. Логопедический диагноз: экспрессивная (моторная) алалия I уровня.
Коммуникативные навыки. Характер отношений с матерью, в основном, позитивный. Знает имя и профессию матери. Общение носит избирательный характер. В процессе обучения стала доброжелательнее к посторонним людям. Более уверенно чувствует себя в незнакомом месте. Сохраняя доверительные отношения с матерью, появилась мотивация к общению в группе молодых людей (юношей и девушек). Характер отношений и взаимодействия в группе доброжелательные (стремится помочь сделать задание или оказывает помощь в передвижении). Имеет подругу, с которой проводит много времени. Проявляет стремление к лидерству. Стала менее конфликтна. Среди значимых взрослых признает авторитет учителя. Выполняет предлагаемые несложные задания без принуждения. Не владеет навыками речевого общения, однако, понимает обращенную речь. Адекватно реагирует на просьбы, вопросы, замечания. Владеет невербальными средствами для установления коммуникативного контакта. Самооценка завышена. Осознание собственного «Я» адекватно по полу, но возрастная идентификация затруднена (не представляет себя в прошлом и будущем).
Знает и выполняет элементарные правила поведения дома и на улице. Понимает смысл слов «опасно» и «безопасно». Не владеет умением оказать себе и другим первую помощь. Не может адекватно реагировать на экстремальную ситуацию, так как не владеет навыками речевого общения, не сможет вызвать милицию, скорую, пожарную помощь, хотя имеет представление об этих службах. Если заблудится, несмотря на отсутствие речи, может обратиться к людям за помощью и написать свой адрес.
Работа в группе общения. На занятия ходит с удовольствием, но не разговаривает ни с кем. Во время обследования спокойна, с удовольствием отвечает на вопросы,
Таблица 18
Регистрационный лист к методике Рене Жиля при обследовании Тани К., 24 г.
Отношения. Поведенческие характеристики
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
3. Родители вместе как чета
4. Брат, сестра
5. Бабушка, дедушка и др.родственники
6. Друг, подруга
7. Учитель, воспитатель
8. Любознательность
9. Общительность в группе
10. Доминирование, лидерство
11. Конфликтность, агрессивность
12. Реакция на фрустрацию
13. Отгороженность
Примечания: сплошная линия – результаты 1-го обследования (до начала занятий по развитию навыков общения), заштриховано - результаты IV обследования (после 1,5 лет работы в группе общения).
При первом обследовании межличностных отношений Тани К. с использованием методики Р.Жиля было установлено, что процентная выраженность значимости отношений с матерью очень высокая - 70%; очень низкая с учителями – 8%; с другом - 15%. Отмечается сравнительно высокий уровень любознательности - 67%; и отгороженности - 22%. Желание общаться находится на низком Уровне – 25%. Не ярко выражено стремление к лидерству – 18% (табл.18).
Соотношение реакций на ситуации фрустрации таково: 70% пассивно-страдательной и 30% нейтральной, 0% активно-агрессивной и 0% конфликтности и агрессивности.
При II обследовании (спустя полгода от начала занятий в группе общения) у Тани К. были выявлены следующие показатели: снизились выраженность значимости отношений с матерью (с 70% до
50%), к родителям как к чете (с 15% до 0%). Возрос интерес к дру, гу – с 12% до 55%; незначительно к учителю – с 9% до 15%. Значительно повысился уровень любознательности с 65% до 100%. На прежнем уровне осталась общительность в группе (25%). Стремление к лидерству, доминированию в группе увеличились от 18% д0 33%. Незначительно вырос уровень отгороженности – с 22% до 27%
Следовательно, благодаря занятиям по развитию навыков общения у Тани снизилась значимость отношений с матерью на фоне возросшего интереса к общению с друзьями со стремлением к доминированию, лидерству.
Положительным является значительное повышение уровня любознательности, что говорит о готовности Тани к более активному общению с участниками группы.
Результаты III обследования показывают, что уровень значимости отношений с матерью у Тани К. не изменился, однако возросла значимость родителей вместе как четы – от 0 до 27%. Еще более значимыми стали отношения к другу, подруге (от 55% до 71%); немного вырос интерес к учителю - от 15% до 25%. Радует оставшаяся на высоком уровне любознательность (100%).
В 2 раза увеличилось желание общаться в группе. При этом отмечается рост конфликтности, агрессивности (от 0% до 45%); реакций на фрустрацию (от 85% до 100%) на фоне снижения уровня отгороженности (от 27% до 22%).
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что через 1 год занятий в группе у Тани К. резко возрос интерес к общению с друзьями и, что очень важно - к общению в группе в целом.
По результатам IV обследования (спустя 1,5 года) были получены следующие данные: еще более снизилась значимость отношений с матерью - до 45%; возросла значимость отношений с другом (подругой) – до 97%; с учителем – до 65%.
Отмечается большой рост уровня общительности в группе – до 88% при незначительном увеличении стремления к доминированию – от 35% до 47%. Значительно снизился уровень конфликтности, агрессивности – от 45% до 12%. Также наблюдается положительная динамика в изменении уровня отгороженности (от 22% до 4%) и реакции на фрустрацию (от 100% до 98%).
В целом, можно констатировать, что занятия в группе общения несомненно оказали благотворное влияние на развитие навыков общения у Тани К., что, в основном, связано со снижением зависимости от матери, повышением самостоятельности, ростом значимости общения с друзьями и стремлением общаться со сверстниками на фоне снижения уровня отгороженности от окружающего мира.
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29