logo search
Шипицына Л

3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.

Таблица 24

результаты исследования осведомленности в вопросах пола у девушек с умеренной умственной отсталостью, %

Оценка, по сумме набранных баллов

1 группа – девочки пубертатного периода (12-1 6 лет)

2 группа – девочки постпубертатного периода ( 1 7-26 лет)

Низкая оценка С5 и менее баллов)

40%

5%

Средняя оценка Сот 5 до 9 баллов)

55%

55%

Выше средней оценки (выше 9 баллов)

5%

40%

Таблица 25

Зависимость между уровнем осведомленности в вопросах пола и возрастом обследуемых девочек

1 группа (п=20)

2 группа (п=20)

Коэффициент корреляции у

Достоверность Р

X]

6i

Х2

52

5,9

1,7

8,7

1,9

0,3

р<0,01

х – средняя арифметическая;

62 - среднее квадратичное отклонение.

Результаты исследования представлены в таблице 24.

Достоверность полученных различий 2-х обследованных групп представлена в таблице 25.

Таким образом, сравнительный анализ показателей сексуального поведения и осведомленности в вопросах пола у девушек с умеренной умственной отсталостью показал, что с возрастом отмечается их повышение. Полученные результаты свидетельствуют •о недостаточной работе с воспитанниками по половому воспитанию в детском доме. Основную информацию девушки черпают из телесериалов и искаженную - от случайных людей. Низкая осведомленность в вопросах пола повышает возможность попадания в группу риска по сексуальным злоупотреблениям.

Резюмируя изложенные результаты, следует отметить наиболее важные моменты:

Полоролевая идентификация умственно отсталых подростков формируется под влиянием психического недоразвития и коррелирует с уровнем интеллектуального развития: чем грубее поражения ЦНС, тем слабее выражен психологический процесс самоотождествления.

Формирование половой идентичности у детей с нарушение» интеллекта зависит как от степени умственной отсталости, так и 0-личностных особенностей.

Полоролевое поведение умственно отсталых подростков большинстве случаев является феминным у девочек и маскулин ным у мальчиков, что подтверждает положение о наличии врож. денных программ психосексуального развития, но в условия) закрытого детского дома с женским персоналом сотрудников у мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития высок процент феминных черт, так как формирование полоролевого поведения идет под влиянием реакций взрослых.

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, но у умственно отсталых этот процесс тормозится и искажается под влиянием интеллектуального недоразвития. У подростков с легкой степенью умственной отсталости можно говорить о сформированности половозрастной идентификации. Себя они идентифицируют не только по внешнему виду, но и по статусу, что свидетельствует о наличии у них небольшого объема абстрактного мышления.

Психосексуальное развитие детей с умеренной умственной отсталостью (сформированность половой идентичности, полоролевого поведения, половозрастной идентификации) происходит с отставанием, поэтому половое воспитание необходимо проводить в условиях интерната, специальных (коррекционных) школ (классов), в семье, но позднее, чем в норме на 5-6 лет (в 8–10 лет), в зависимости от уровня интеллектуального развития, используя конкретные, доступные формы.