logo search
Райгородский Д

Манера общения и стиль

Манера общения и стиль зависят от индивидуально-типо­логических особенностей партнеров и их коммуникативных на­мерений. Кроме того, на культуру делового взаимодействия влияют и такие личностные факторы, как:

- особенности коммуникативных возможностей партнеров (особенности интеллектуальной деятельности, эрудиция и про­фессиональная компетентность, лексикон и тезаурус, речевая культура и умение слушать);

- сложившийся характер отношений с деловыми партнера­ми (уважение, зависимость, пренебрежение, сотрудничество);

- психотип и деловой статус партнеров (см. раздел: «Пси­холого-коммуникативный потенциал деловых партнеров»);

- коммуникативные намерения в конкретной ситуации.

В деловой коммуникации различают следующие стили взаимодействия партнеров:

творчески-продуктивный;

подавляющий;

дистанционный;

прагматически-деловой;

популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский.

Выбор стиля зависит от нескольких факторов:

статуса человека;

целей, задач и коммуникативных намерений;

особенностей складывающейся во время общения ситуации;

индивидуальных особенностей участников взаимодействия;

нравственно-этических и ценностных установок.

Индивидуальный стиль общения проявляется прежде всего в речевом этикете, а также демонстрируется через невербаль­ные сигналы тела: рукопожатие, взгляд и постановка головы; тон голоса; дистанция и занимаемые позиции за столом перего­воров; специфика используемых поз, жестов, телодвижений.

Таким образом, эффективное общение требует знания всех его компонентов, владение которыми обеспечивает коммуни­кативную компетентность делового человека.

Коммуникативная компетентность - это совокупность зна­ний, умений и навыков, включающих: функции общения и осо­бенности коммуникативного процесса; виды общения и основ­ные его характеристики; средства общения: вербальные и не­вербальные; репрезентативные системы и ключи доступа к ним; виды слушания и техники его использования; «обратную связь» - вопросы и ответы; психологические и коммуникатив­ные типы партнеров, специфику взаимодействия с ними; фор­мы и методы делового взаимодействия; технологии и приемы влияния на людей; методы генерирования идей и интеграции персонала для конструктивной коммуникации; самопрезента­цию и стратегии успеха.

Развитие коммуникативной компетентности - необходи­мое условие эффективной профессиональной деятельности. Все остальные части учебного пособия и посвящены подробно­му рассмотрению ее составляющих.

Вербальные средства коммуникации

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но ос­тавьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел