logo search
Райгородский Д

Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль речи обусловлен практически­ми требованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая пе­реписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, например, речь следователя или судьи во время допроса или беседа налогового инспектора с руководителем предприятия и т. п.).

В официально-деловом стиле различаются три подстиля:

- законодательный;

- дипломатический;

- административно-канцелярский.

Каждый из перечисленных стилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише. Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуни­кации, расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола - в канцелярском стиле, закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. - в законодательном стиле.

Социально-деловой стиль требует предельной точ­ности речи, которая достигается прежде всего использовани­ем терминов, как широко распространенных, так и узкоспеци­альных.

Термины чаще всего обозначают:

а) наименование документов: постановление, уведомле­ние, запрос, договор, контракт, акт и др.;

б) наименование лиц по профессии, состоянию, выполняе­мой функции, социальному положению: судья, менеджер по продажам, президент компании, следователь, психолог, свиде­тель, коммерческий директор и пр.;

в) процессуальные (экспертиза, допрос, выемка, аттеста­ция и пр.) или профессиональные действия (информировать, сделать отчет, подготовить справку и т. п.).

Официально-деловой стиль требует объективнос­ти информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребле­ние эмоционально окрашенной лексики.

Официальная сфера общения, повторяющиеся стандарт­ные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизованность, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в стандартных фор­мах документов (в них обязательны общепринятые формы из­ложения и определенное расположение структурно-компози­ционных частей).

Кроме того, официально-деловой стиль характери­зуется компактностью изложения, краткостью, эконом­ным использованием языковых средств.

Деловой человек должен быть знаком с «моделями» раз­ных речевых жанров официально-делового стиля общения, на­пример, с правилами составления письма.

Деловое письмо

Письмо может быть написано как от первого лица («предлагаем», «просим»), так и от третьего («фирма предлагает»).

Цель письма - информировать и убедить адресата. Как правило, письмо составляется по одному конкретному вопросу.

Структура текста делового письма и речевые конструкции могут выглядеть следующим образом:

Структура текста

1. Заголовок

а) адрес отправителя, назва­ние фирмы, дата отправления письма.

б) официальное обозначение адресата.

2. Обращение Допустимо использование

прилагательных: (в коммерчес­кой переписке, когда не предполагается конкретное лицо, обра­щение не предусмотрено); стандартное обращение

3- Основная часть

а) повод для письма

б) конкретные предложения, просьбы, рекомендации или ответная реакция на предложения (Партнера: аргументация согласия " (несогласия), выражение встречной просьбы или предложения

4- Заключение

а) выражение надежды на положительное решение вопроса,

выражение признательности, I предположения, что переписка I будет продолжена, уверения в | уважении и пр.

б) подпись - с указанием должности и звания.