6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
Мнение молодого человека
| Мнение родителей
| Мнение специалиста
|
1 . Какие произошли положительные изменения?
| ||
|
|
|
|
|
|
2. Какие проблемы решить пока не удалось?
| ||
|
|
|
|
|
|
3. Какие дальнейшие направления в работе?
| ||
|
|
|
|
|
|
Экспертная оценка динамики освоения молодым
человеком знаний, умений и навыков, способствующей улучшению качества его жизни
Поэтапная совместная работа специалиста-психолога или педагога и родителей по улучшению качества жизни молодого человека ведется комплексно по нескольким аспектам, включенным в структуру «качество жизни». Как уже подчеркивалось выше, все факторы, влияющие на качество жизни человека взаимосвязаны и взаимообусловлены, могут рассматриваться только с позиций их несомненной равнозначности и необходимости в жизни любого человека. В «Индивидуальном плане» мы выделяем каждый из факторов в отдельное направление для более детального изучения начального уровня качества жизни, уточнения содержания каждого из аспектов; планирования и реализации согласованных действий по улучшению качества жизни молодого человека.
Такое условное выделение отдельных факторов, составляющих общее понятие «качество жизни» дает также возможность экспертной оценки динамики усвоения молодым человеком знаний, умений и навыков, способствующих улучшению качества его жизни на разных уровнях и этапах работы с ним.
Субъективная информация, полученная от молодого человека и его родителей, объективные результаты обследования специалистов дают возможность определить начальный уровень (I – очень высокий, II – высокий, III - средний, IV – низкий, V – очень низкий) сформированное™ жизненно необходимых знаний, умений и навыков по каждому фактору, включенному в понятие «качество жизни». (Качественные характеристики уровней даны в Приложении). Уровни фиксируются в разделе «Заключение».
Каждый месяц в «Индивидуальном плане» фиксируется динамика изменений практически значимых знаний и самостоятельности выполнения действий по каждому аспекту (см. табл.). Оценка изменений дается четырьмя характеристиками:
– нет изменений;
– незначительные положительные изменения;
– достаточные положительные изменения;
– значительные положительные изменения,
– негативные изменения.
В таблице эти изменения фиксируются при помощи условных обозначений разного цвета.
На основании определения начального уровня качества жизни молодого человека по 6 принятым в проекте факторам «качества жизни» для каждого создается «профиль качества жизни», на котором
(в дальнейшем) через определенные промежутки времени (целесообразно каждые 3 месяца) фиксируются изменения «качества жизни» по 6 принятым в проекте факторам (см. рис. 1).
Важна не только оценка изменений, но и их качественная характеристика. Качественные изменения фиксируются в «Дневнике наблюдений» ежемесячно. Кратко фиксируются наиболее успешные продвижения молодого человека и подчеркиваются проблемы, требующие первоочередного решения.
Профиль динамики изменения качества жизни
Ф. и.
1. Здоровье, физическое развитие
2. Работа. Творчество
3. Отношения с близкими людьми
4. Безопасность
5. Включенность в общество (Социальная адаптированность)
6. Эмоциональное здоровье
Условные обозначения
Уровни: очень низкий – красная линия низкий – оранжевая линия средний – желтая линия 4 высокий – синяя линия
очень высокий – зеленая линия Начальный уровень: Динамика за 3 мес.: ^^-___ Динамика за 6 мес.: ......
Динамика за 9 мес.: – – –
Динамика за год:
Для оценки правильности выбора содержания и технологии работы обучающей группы в целом, очень важно отслеживать динамику изменений качества жизни всей группы. Это удобно сделать в «Карте наблюдений за динамикой изменений качества жизни обучающей группы».
По окончании 1 года работы обучающей группы необходимо провести собрание молодых людей, их родителей и специалистов и подвести итоги работы: ответить на вопрос – «Что изменила в моей жизни работа в обучающей группе за этот год?» – и сформулировать дальнейшее направление работы родителей и специалистов (см. «Карту»).
Карта наблюдений за динамикой изменений качества жизни обучающей группы
Имя
| Начальный у р о в с и ь С С II г Я б D Ь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| январь
| февраль
| м а р i
| апрель
| май
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни I - Очень высокий II - Высокий III - Средний IV - Низкий V - Очень низкий
1. Здоровье, физическое развитие
2. Работа. Творчество
3. Отношение с близкими людьми
4. Безопасность
5. Включенность в общество.
6. Эмоциональное здоровье
Характеристика уровней сформированности умений по разным аспектам «качества жизни»
Работа в проекте по улучшению качества жизни проводится совместными усилиями специалистов, родителей и молодых людей и направлена на развитие индивидуальных знаний и навыков.
Качество знаний и уровень сформированности умений и навыков легли в основу характеристики каждого из 5 уровней «качества жизни».
I уровень – очень высокий
Показатели (качество знаний и умений) по каждому из составляющих факторов «качества жизни» сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола молодого человека; не затрудняют его включение (адаптацию) в социум.
II уровень – высокий
Знания не систематизированы;
Большая часть практических действий выполняется регулярно самостоятельно;
Социальная адаптация (включенность в общество) вызывает некоторые затруднения.
III уровень – средний
Знания элементарны, не систематизированы. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми.
Большая часть практических действий выполняется самостоятельно только эпизодически (не регулярно).
Социальная адаптация (включенность в общество) затруднена.
IV уровень – низкий
Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствующем возрасту. Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми.
Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со значимыми взрослыми.
Социальная адаптация (включенность в общество) значительно затруднена.
V уровень – очень низкий
Запас знаний очень скуден (практически отсутствует), на элементарном уровне, не соответствуют возрасту.
Все практические действия выполняются взрослым или при постоянной помощи значимого взрослого.
Социально не адаптирован; не может самостоятельно включиться в общество людей.
Уровни факторов «качества жизни» могут быть конкретизированы в соответствии с тем содержанием, которое вкладывается в его характеристику и «Оценку изменений» в каждом направлении работы.
Детальное описание уровней дается на примере оценки состояния здоровья.
Уровни состояния здоровья и физического развития
Очень высокий
Все принятые показатели здоровья и физического развития сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола молодого человека.
Здоровье и физическое развитие не затрудняют включение молодого человека в социум.
Высокий
Физическое развитие соответствует возрасту и полу.
Хронических заболеваний нет.
Соматические заболевания редкие и быстропроходящие.
Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушена очень незначительно.
Передвигается самостоятельно.
Мелкая моторика нарушена очень незначительно.
Часто заботится о своем здоровье.
Физзарядкой занимается регулярно.
Стремится к двигательной и физической активности.
Любит заниматься спортом.
Довольно часто проявляет заботу о своем здоровье.
В процедурах личной гигиены и самообслуживания самостояте-лен(-льна).
Соблюдает режим питания.
Вредных привычек не имеет; от отдельных из них сознательно старается избавиться.
Средний
Физическое развитие не соответствует возрасту и полу по 1–2 показателям.
Хронических заболеваний нет.
Соматические заболевания редкие и быстропроходящие.
Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены незначительно.
Передвигается самостоятельно.
Незначительно нарушена мелкая моторика.
Периодически заботится о своем здоровье.
Физзарядкой занимается не регулярно.
Периодически самостоятельно проявляет двигательную и физическую активность.
Периодически проявляет интерес к спортивным занятиям.
Периодически проявляется интерес к вопросам охраны здоровья и профилактике заболеваний; знания о здоровом образе жизни элементарны.
С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется почти всегда самостоятельно.
Соблюдает режим питания; испытывает чувство сытости.
Стремится избавиться от вредных привычек.
Низкий
Физическое развитие не соответствует возрасту и полу.
Хронические заболевания.
Частые соматические заболевания.
Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений нарушены.
Передвигается с помощью приспособлений, посторонней помощи.
Значительно нарушена мелкая моторика.
Редко проявляет заботу о своем здоровье.
Физзарядкой занимается редко.
Иногда двигательно и физически активен, чаще не по своей инициативе, а тогда, когда его к этому призывает или побуждает значимый взрослый или сверстник.
Иногда проявляет интерес к доступному виду спорта.
Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны.
С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется с посторонней помощью.
Самостоятельно с режимом питания не справляется.
Имеет вредные привычки.
Очень низкий
Физическое развитие не соответствует возрасту и полу.
Хронические заболевания.
Частые соматические заболевания.
Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений нарушены.
Не может передвигаться самостоятельно.
Значительно нарушена мелкая моторика.
О своем здоровье не заботится.
Физзарядкой занимается изредка.
К двигательной и физической активности не стремится.
Интереса к спорту не проявляет.
Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны или отсутствуют.
С личной гигиеной и самообслуживанием самостоятельно не справляется.
Режим питания не соблюдает, не знает ограничений в количестве пищи; не испытывает чувства сытости, требуется контроль.
Имеет вредные привычки.
ЛИТЕРАТУРА
Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.
2. Александрова Н.В. и др. Психосексуальное развитие при олигофре-ниях и органических поражениях мозга (поданным осведомленности в вопросах пола) // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1986.
3. Алехина А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна. / Дефектология, 1999, №5.
4. Андреева С. В. Помощь в самореализации людям с особыми потребностями. Некоторые аспекты содержания и обучения детей и подростков в Псковском лечебно-педагогическом центре. Псков, 1998.
5. ВайзманН.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.
6. Васильченко Г.С. Нарушения психосексуального развития. // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Минск, 1998.
7. Вассерман Я. Каспар Хаузер или леность сердца. М., 1990.
8. Варга А.X. Идентификация с родителями и формирование психологического пола//Семья формирование личности. – М., 1981.
9. Вейс Т. Как помочь ребенку (Опыт лечебной педагогики в Кэмп-
хилл – общинах). М., 1992. Ю.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями
в развитии. М., 1967.
11. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка//Собр.соч., т.5. - М., 1982.
12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства//Собр. соч., т.5. - М., 1983.
13. Гарбузов В.И. Психотерапевтическая коррекция нарушений полоро-левого поведения при неврозах у детей и подростков. // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. / Под ред. Д.Н.Исаева. -Л., 1986.
14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
15. ГаурилюсА.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы. //Дефектология, 1995, № 2.
16. Громова О.Е. Идеографическая письменная система «Блис-симво-лика» как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи. //Дефектология, 2000, №5.
17. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
18. Гюго В. Собор Парижской богоматери. М., 1977.
\9.Дейвид Г., Линдер М. Служба планирования семьи для психически неполноценных лиц. Международный институт по изучению проблем семьи. США, 1978.
20.Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология, 1987, №3.
21. Деменьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996.
22. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск, 1997.
23. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М., 1990.
24. Забрамная С.Д. Некоторые особенности эмоциональной сферы детей с болезнью Дауна // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1978.
25. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.
26. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М., 1988.
27. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
28. ЗамскийХ. С. Умственно отсталые дети. История ихизучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.
29. ЗанковЛ.В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
30. Занков Л.В. Облик умственно отсталого школьника. // Известия Академии педагогических наук РСФСР, 1951, вып.37; стр.88.
31. ЗанковЛ.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954.
32. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
33. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1979.
34. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.
35. Зинкевт-Евстигнеева Т.Д., ИисневичЛ.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2000.
36. Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология, 1995, №3.
37. Иванов Е. С., ИсаевД. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. – СПб., 2000.
38. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.
39. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб., 1993.
40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. ,
Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей-Л., 1980.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половые роли и девиантное поведение. // Тезисы докладов Международного симпозиума детских психиатров социалистических стран. – Суздаль, 1986. Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. –Л., 1988.
Каган В.Е. Система половых различий. // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. / Под ред.Д.Н.Исаева. -Л.: 1986. Каган В.Е. Психосоматические аспекты половой идентичности // Психосоматические и соматические расстройства у детей. Сборник научных трудов / Под ред. Д.Н.Исаева. –Л., 1986. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дисс....д-ра мед.наук. –Л., 1991.
Калюжин Г.А., Дерюгина М.П. От колыбели до школы. Петрозаводск, 1993.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия, т. 2., М., 1994. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994. Келлер Т. Кемпхилльские общины в Великобритании // Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия. / Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997.
Клинико-генетические исследования олигофрении / Под ред. М.С.Пеезшр, М., 1972.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем.// Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. – М., 1968.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. Учеб.-пособие. - М., 1985. Леб-система / Пер. с нем. Минск, 1997.
ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). -Изд.2-е, доп.и перераб. – Л., 1985.
65. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
66. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 2, М., 1956.
67. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
68. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М., 1972.
69. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
70. Лявшина Г.Х. Психосексуальное развитие детей. СПб., 1996.
71. Лявшина Г.Х. Изучение сексуального поведения детей (Опыт социального исследования) // Психотерапия и сексология. СПб., 1997.
72. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. - М., 1990.
73. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями /Книга для родителей. - М., 1996.
74. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
75. Маллер А.Р. Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 2000.
76. Маллер А.Р., Цшото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.
77. Малафеев Н.Н. Современные этапы в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология, 1997, № 4.
78. Мариннева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988.
79. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1998.
80. Мастюкова ЕМ. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология, 1997, № 1.
81. Мастюкова Е.М.,МосковкинаА.Г. Они ждут нашей помощи.М., 1991.
82. Мастюкова Е.М., Певзнер М. С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Вып.1. Иркутск, 1992.
83. Маховер Г. Тест «Нарисуй человека». Альманах психологических тестов (изд.З-е). М., 1996.
84. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ – 10) / Под ред. Ю.Л.Нуллера, С.Ю.Циркина.-СШ., 1994.
85. Мнухин С.С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей //Труды института им.В.М.Бехтерева, 1961, т.25.
86. Мнухин С. С., Исаев Д.Н. О процессах адаптации при олигофрении // Кн. Восстановительная терапия и социально-трудовая реадапта-ция.-Л., 1965.
88. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия. Составитель Л.М.Шипицына. СПб., 1997.
89. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. (Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра), /под ред.Царева A.M., Псков, 1999.
90. Обучение детей бытовым навыкам. Из кн.: Б.Бейкера и А.Брайтма-на. Путь к независимости / Пер.и ред.А.Битова, Обнинск, 1999.
91. Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья. /Под ред.С.И.Григорьева, Л.Г.Гуляковой. - Барнаул-Москва, 1997.
92. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г.Пскова/Под ред.С.В.Андреевой. - Псков, 2000.
93. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред.Ж.И.Шиф, М., 1965.
94. Отбор детей во вспомогательные школы/ Под ред.С.Д.Забрамной, М., 1971.
95. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. -СПб., 1997.
96. Парфентьева О.В. О судебно-психиатрической экспертизе потерпевших, страдающих олигофренией //Суд.-мед.экспертиза, 1978, №2.
97. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959.
98. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигоф-ренов. М., 1963.
99. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М., 1982.
100. Пиз А. Язык жестов/ Пер.с англ. Воронеж, 1992.
101. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. / Пер.с англ. Н.Новгород, 1992.
102. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер. сангл.М., 1997.
103. Поппе Г. К. Половые различия при олигофрении. Сборник научных трудов под ред.Д.Н.Исаева. – Л., 1986.
104. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. /Под ред. Г.Н.Дульнева, А.Р.Лурия, М., 1973.
105. Прихожан A.M. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни, и воспитание в родительской семье // Семья и личность. - М., 1981.
106. Прокофьев С.О. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М., 1995.
107. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.
108. Процко Т.А., Кшпина О.Г. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в группе//Дефектология № 1, 1991.
109. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. / Под ред. Исаева Д.Н. и Кагана В.Е.
110. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Воспитание аномального ребенка в семье. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. / Под ред. А.И.Дъячкова. М., 1965.
111. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
112. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1970.
113. РюклеХ. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение /Пер.снем. М., 1996.
114. Семья в психологической консультации. /Под ред. АЛ.Бодалева, В.В.Столина.М., 1989.
115. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. М., 1967.
116. Смирнова И.А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. СПб., 1999.
117. Соломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями // Дефектология, 1998, №2.
118. Сорокин В.М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
119. Специальная школа. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. / Под ред. Левина А., Ласкевич Н., Минск, 1996.
120. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Л., 1990.
121. Стернина Т.З. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью // Дефектология, 1988, №3.
122. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. (Клиника олигофрении). Т.З, М., 1965.
123. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
124. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. М., 1988.
125. Ткачева В.В. К вопросу о создании психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология, 1999, № 3.
126. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 1999.
127. Хеллъбрюгге Т., Лайоси Ф., Динара Д. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Минск, 1997.
128. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2000.
129. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология, 1999, №5.
130. Шефер Ч., КэриЛ. Игровая семейная психотерапия. - СПб., 2000.
131. Шипицына Л.М. Современные проблемы социализации молодых людей с глубоким нарушением интеллекта // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. – Псков, 2000.
132. ШипицынаЛ.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. СПб., 2000.
133. ШипицынаЛ.М., Сергеева Т.А., ПолитоваА.В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии (научно-методическая документация). СПб., 1994.
134. Шипицына Л.М.,Иванов Е. С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб., 1995.
135. ШипицынаЛ.М., ИвановЕ.С.,Асикритов В.Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интел-лекта/Метод.пособие, – СПб., 1996.
136. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.
137. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб, 1998.
138. ШипицынаЛ.М., К.ван Рейсвейк. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998.
139. Шипицына Л.М., Паниер М., Вейнс В. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998.
140. Школъникова Н.Н. Система развития коммуникационного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М., 1993.
141. Штайнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего. Ереван, 1992.
142. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1989.
143. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
144. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М., 1997.
145. Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.
146. Abrams D., Sparkers К., Hogg M. Gender salience and social identity: The impack of sex of siblings on educational and occupational aspirations. //Brit. J. Of Education. Psychol. - 1985. - V.55, № 3.
147. BinetA., Simon Th. Неполноценные дети. М., 1911.
148. Bliss C.K. Sumantography). 2-nd ed. Sydney, Australia: Semantography (Blissmibolics) Publication.
149. Erikson E. Identity and the Life Cycle: Psychological Issues. – N.-Y., 1959.
150. Harlow H. The development of affectional patterns in infant monkeys. // Determinants of infant behavior. – N.-Y., 1977.
151. Heber R.A. Manual on Terminology and Classification of Mental Retardation, 1959.
152. Jordan Т.Е. The Mentally Retarded. Columbus, 1955.
153. KannerL. Child Psychiatry. N.-Y,1955.
154. Kraepelin E. Einfurung in die psichiatrische klinik, Leipzig, 1915.
155. Marcia J. Identity in adolescence. // Jadelson Jadels (Ed.); Handbook of Adolescent Psychology. – N.-Y, 1980.
156. Money J., ErhardtA. Man and Woman, Boy and Girl. - Baltimore, 1972.
157. Rutter M. Changing Youth in a Changing Society. Cambridge, 1980.
158. TredgoldA.P. Mental Deficiency, London, 1952.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Л. М. Шипицына
- 1. Введение
- 2. Клинические аспекты умственной отсталости
- 2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости
- 1) Низкое интеллектуальное функционирование;
- 2) Нарушение приспособительного поведения.
- 2.2. Причины умственной отсталости
- 2.3. Патогенез умственной отсталости
- 2.4. Систематика умственной отсталости
- 2) Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче.
- 1) Физиологические;
- 2) Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные.
- 2) «Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни.
- 3) «Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
- 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые).
- 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
- 1) Неуравновешенные в отношении интеллекта;
- 2) Неуравновешенные в отношении чувств;
- 3) Импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
- I. Астеническая;
- II. Стеническая;
- III. Атоническая.
- 2.5. Симптомы умственной отсталости
- 2.5.1. Легкая умственная отсталость
- 2.5.2. Умеренная умственная отсталость
- 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
- 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
- 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 2.7. Динамика умственной отсталости
- 2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости
- 10 11 12 13 Факторы
- 3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных
- 3.2. Диагностика социального развития детей
- 9 Лет с тяжелой степенью умственной отсталости, %. По оси абсцисс – номера обследованных сфер деятельности
- 3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 3.4. Диагностика социально-бытовых навыков
- 1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:
- 2. Социально-бытовые навыки вне дома:
- 3.Представление о профессиях.
- 3.5. Диагностика эмоционального состояния
- 3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 18,9% Молодых людей имели значительное отставание в появлении первых слов и фраз.
- I Рис.12. Логопедическое обследование молодых людей с умственной отсталостью
- 4. Межличностное общение лиц с умственной отсталостью
- 4.1.Значение общения в психическом развитии ребенка
- 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
- 4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью
- 4.4. Диагностика развития коммуникативных навыков
- II III di обсл. Оii обсл. I обсл.
- I обсл. П!обсл. Qii обсл.
- 69%) И улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подрост-ков(табл.15).
- 4.5. Развитие коммуникативных навыков
- 4.6. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
- 4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
- 4.6.2. Умение воспринимать речь
- I выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
- 4.6.3. Умение подражать
- 1. Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом?
- 2. Понимает ли ребенок, что означает это слово?
- 4.6.4. Умение соблюдать очередность
- 4.6.5. Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- 4.7. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
- 4.7.1. Средство невербального общения – система жестов
- 4.7.2. Средство невербального общения – система символов (пиктограмм)
- 4.7.3. Средство невербального общения – система «блиссимволика» (идеографическая письменная система)
- 5. Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью
- 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
- 5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей
- 57 9 Признаки противоположног пола с
- 80 I признаки своего пола
- 30 20 Ш признаки противоположного пола
- 5.4.2 Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
- 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
- 5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью
- 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
- 1 Подгруппа – девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов).
- 2 Подгруппа – девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2–3 балла).
- 3 Подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).
- 2 Балла; за правильный, но неполный ответ – 1 балл, за неправиль-
- 2 Группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.
- 1 Подгруппа - с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);
- 2 Подгруппа – со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);
- 3 Подгруппа -- с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Максимальную оценку (12 баллов) не набрал никто.
- 5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
- V них сексуальных чувств, ся у
- 6. Взаимоотношения в семьях,
- 6.1. Стили и типы родительского воспитания
- 0 ). Так, стили взаимоотношений, в том числе и семейных, делят
- 2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени,
- 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического
- 0 Имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов
- 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушениями в развитии
- 2. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, роди-лч преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.
- 5. Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь вс воспитание переложить на школу.
- 6.4. Социально-психологическая характеристика
- I для осуществления этой цели необходимо изучить:
- 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
- 6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
- 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
- 3 Отдаленного района ездит самостоятельно».
- 7. Личностные особенности
- 7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка
- 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
- 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
- 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
- 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
- 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин
- 7.7. Исследование уровня эмоциональной
- 0 Контрольная группа Рис. 34. Отношение матерей к понятию «я сам»
- 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
- 9 Шкала. Аутосимпатия. Низкие показатели говорят о тенден. Ции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
- 8. Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
- 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
- 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России
- 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
- 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
- 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
- 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов с психическими нарушениями в средствах массовой информации ?
- 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?
- 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
- 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
- 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями ?
- 2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями ?
- 0 Соучеником Вашего ребенка
- 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
- 8.5.1. Центр дневного пребывания
- 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической
- 9. Социально-психологическая
- 9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах
- 9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России
- 9.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»
- 317 Рис..55. Формы социально-психологической реабилитации в Центре
- 8. Психотерапевтическое воздействие:
- 2. Мастерские:
- 6.45 Час. – Подъём.
- 9.5. Индивидуальные особенности
- 10. Заключение
- 2. Внимание
- 3. Память
- 4. Мышление
- 5. Речь
- 6. Представления о себе. Творческие проявления
- 7. Эмоционально-волевая сфера
- 8. Психомоторное развитие
- 9. Социально-бытовая адаптация
- 10. Учебные навыки
- 11. Трудовые умения и навыки
- 12. Коммуникативность
- 1.2. Методика «Социограмма»
- 1. Выявление уровня развития ребенка с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с глубокой и тяжелой умственной отсталостью (с множественными нарушениями).
- 1.7. Психологическая автобиография
- 1.10. Методика «незаконченные предложения»
- 1.12. Методика «самоактуализация»
- 5. Если знаете – перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
- 1.14. Анкета № 2
- 11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?
- 1. Основные цели и принципы программы
- Тема 1.2. Прогулка в парк
- Тема 1.3. Культура быта
- Раздел 2 Мои чувства и желания
- Тема 2.1. Я'– сам
- Тема 2.2. Мой портрет
- Тема 2.3. Представляю себя
- Тема 2.4. Мое настроение
- Раздел 3. Образ жизни
- Тема 3.1. Мой внешний вид
- Тема 3.2.Манера поведения
- Тема 3.3. Я вежлив и внимателен
- Тема 3.4. «Спасибо и извините»
- Тема 3.5. Мой характер
- Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла
- Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения)
- Тема 3.8. О курении
- Раздел 4 Общение с друзьями
- Тема 4.1. Приветствуем друг друга
- Тема 4.2. День рождения
- Тема 4.3. Уроки улыбки
- Раздел 5 Общение со взрослыми
- Тема 5.1. Общение со взрослыми
- Тема 5.2. Про меня и мою семью
- Тема 5.3. Не всем людям можно доверять
- Тема 5.4. Идем в театр
- Раздел 6 Культура общения (этикет)
- Тема 6.1. Поведение во время разговора
- 19 Ноября
- 5. В антракте Катя и Саша б. Спектакль окончен Катя идут в буфет. И Саша аплодируют.
- Тема 6.2. На улице
- Тема 6.3. За столом
- Тема 6.4. Разговариваем по телефону
- 432 Как Катя ответила на звонок? Как Катя закончила разговор?
- 5. Закончив разговор, повесь трубку на место
- 6. Эмоциональное здоровье
- 1. Здоровье
- 1.1. Общие сведения о состоянии здоровья и физическом развитии
- 1.2.3. Заключение Начальный уровень здоровья и физического развития
- 1.3. Основные направления работы (рекомендации консилиума)
- 1.5. Динамика изменений здоровья
- 1. 5.1. Оценка изменений
- 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений
- 2.4.1. Оценка изменений
- 3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов Педагог: ф. И. О., место работы, должность ________________
- 3.1.3. Заключение
- 3.2. Основные направления работы
- 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
- 3.4.1. Оценка изменений
- I (зеленый) d (синий) I ' (желтый) п (оранжевый) п (красный) Условные обозначения
- 3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
- 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
- 4.4.1. Оценка изменений достижений
- 5.4. L Оценка изменений
- 5.4.2. Дневник наблюдений , (характеристика качественных изменений)
- 5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
- 6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
- 6.4.1. Оценка изменений
- I 5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)
- 6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
- 1. Введение.............................................. 3
- 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29