logo search
Райгородский Д

Деловое взаимодействие

Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оп­тимизацию того или иного вида предметной деятельнос­ти: производственной, научной, педагогической и пр. В дело­вой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.

Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следую­щих условий:

1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;

2) предметно-целевое содержание коммуникации;

3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и дело-эго этикета;

4) взаимозависимость всех участников деловой коммуни­кации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;

5) коммуникативный контроль участников взаимодейст­вия, в том числе высоким (игра, манипулирование, камуфляж);

6) формальные ограничения;

а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (на­пример, действия по инструкциям, протокол, соблюдение пра­вил внутреннего распорядка, следование традициям предприя­тия и пр.);

б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового обще­ния (например, деловая беседа, совещание, презентация, пере­говоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата;

в) эмоциональные, то есть независимо от степени напря­женности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость -управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру;

г) насильственные, то есть допустимо прерывание контак­та любой из сторон в тех случаях, когда содержание информа­ции перестает носить предметный характер, или когда исчерпа­но отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрес­сивное поведение).

Основной способ организации коммуникативной деятель­ности при взаимодействии двух партнеров - диалог. Типичны­ми единицами диалога являются действие, высказывание и слушание.

Деловая коммуникация реализуется в трех основных ком­муникативных формах:

монологической, где преобладают коммуникативные действия - высказывания личности как субъекта — организа­тора процесса слушания у других субъектов - участников об­щения;

диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;

полилогической, организующей многостороннее обще­ние, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стрем­лением максимально эффективной ее реализации.