logo search
Райгородский Д

Виды вопросов для переговоров и торгов

На начальной стадии таких видов деловой коммуникации, как переговоры и торги, целесообразно вести беседу таким об­разом, чтобы говорил партнер, а для этого его нужно побуждать к разговору. «Заставить» партнера говорить о своих проблемах, намерениях и потребностях можно с помощью специальных вопросов, например, таких:

- о его мнениях;

- о фактах в его работе;

- наводящие, связанные одновременно с его бизне­сом, деятельностью и выдвигаемыми затем инициативами. По­сле этого необходимо использовать следующие виды вопросов:

- вопрос о согласии: «Хотели бы вы иметь такие преимущества?», поддерживающий участие партнера в беседе и формирующий у него благоприятный взгляд на предложе­ние.

Если ответ «Нет», то тогда задается;

- вопрос-объяснение: «Почему?», выявляющий скрытые возражения.

Если нет уверенности в том, что партнер согласен на сдел­ку, то задается:

- суммирующий вопрос-мнение: «Вот все выго­ды... Что вы думаете по этому поводу?»

Если все равно нет уверенности, то задается:

- вопрос, связанный, с поиском ориенти­ров: «Какие преимущества вас интересуют в большей степе­ни?», «Могли бы вы перечислить ваши предложения?» После выяснения можно поставить:

- вопрос-заявление: «Если докажу, что это преиму­щество весомо, то примете предложение?»

Если ответ «Нет» после предыдущих вопросов, то задается:

- вопрос о скрытом препятствии: «Может быть, есть еще какие-то причины для отказа?» Таким образом, вы постепенно собираете информацию, позволяющую коррек­тировать принимаемые решения.