logo search
Райгородский Д

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по обще­нию и выяснению их личностных качеств. Но так как информа­ция о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начи­нает приписывать вероятностные причины поведения и харак­терологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция - это интерпрета­ция субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово каузальный означает причин­ный. Атрибуция - это приписывание социальным объектам ха­рактеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузаль­ной атрибуцией, Г.М. Андреева сделала вывод о том, что атри­бутивные процессы составляют основное содержание ме­жличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного воспри­ятия фиксировать физические черты этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспри­нимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий про­стор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Осо­бенно значительна эта роль приписывания, - как отмечает Г.М. Андреева, - при формировании первого впечатления о незна­комом человеке. Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотогра­фия одного и того же человека. Но предварительно первой

группе было сообщено, что человек на предъявленной фотогра­фии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соот­ветствующие характеристики: глубоко посаженные глаза сви­детельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок -о решимости «идти до конца» в преступлении и т. д. Соответ­ственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза гово­рили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок - о силе во­ли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о ро­ли характеристик, которые дают воспринимающие партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект) - это формирование оце­ночного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной при­страстности (положительный ореол), либо в негативной оце­ночной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благопо­лучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положи­тельные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипер­трофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значи­мость определенного порядка предъявления информации о че­ловеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается послед­няя, т. е. более новая, информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называе­мого стереотипизацией.

Стереотипизация - это восприятие и оценка социаль­ных объектов на основе определенных представлений (стерео­типов). Стереотипизация проявляется в приписывании сход­ных характеристик всем членам какой-либо социальной груп­пы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип - это упрощенное, зачастую искаженное, ха­рактерное для сферы обыденного сознания представление о ка­кой-либо социальной группе или отдельном человеке, принад­лежащем к той или иной социальной общности. Стереотип воз­никает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информа­ции. Чаще всего стереотипы возникают относительно группо­вой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характе­ристик межгруппового и межличностного восприятия и сопро­вождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции: поддержа­ние идентификации; оправдание возможных негативных уста­новок по отношению к другим группам. Особенное распростра­нение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации отдельных пред­ставителей тех или иных этнических групп строятся предвзя­тые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в про­цессе познания людьми друг друга, как отмечает Г.М.Андреева, - может привести к двум различным следствиям. С одной сто­роны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа челове­ка штампом, например, - «все бухгалтеры — педанты», «все учителя - назидатели». С другой стороны, это ведет к преду­беждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга фор­мируются определенные отношения с включением эмоцио­нальных регуляторов - от неприятия того или иного челове­ка до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция ~ это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают поло­жительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основ­ных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его цен­ностных ориентации, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т.п. В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью спо­собности к общению, к развитию межличностной чувствитель­ности. Эти способности могут быть развиты и совершенство­ваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т - начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувстви­тельности. Подобные тренировки стали проводиться и в на­шей стране: организуются социально-психологические тре­нинги с применением сенситивной методики.

Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чув­ствительности. Основной целью сенситивного тренинга яв­ляется развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заклю­чается в том, что проводится сенситивный "тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или ча загородных дачах.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимае­мой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают воз­можность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Ф.А. Кузин