Электронные знакомства
Благодаря новинкам технологии люди находят знакомых через Интернет. Более того, у некоторых общение в Интернете со временем перерастает в личные отношения. Парке и Флойд обнаружили, что в наше время люди очень часто заводят приятелей и знакомых через Интернет. Андреа и Мэт «встретились», обсуждая в Интернете проблемы состояния окружающей среды. Они считают, что у них уже есть, по крайней мере, одна общая тема - экологическая проблема. По мере того как продолжалось их общение, Андреа и Мэт видели, что они единственные, кто придерживается своеобразного взгляда на эту проблему. Более того, они поняли, что у них много общих интересов и в других областях. В этот момент им обоим пришла в голову идея «встретиться» в специально выделенной только для двоих линии общения и «поболтать». Таким образом, у них появилась возможность еще лучше узнать друг друга. Вскоре они обменялись электронными адресами и стали переписываться. Если их интерес друг к другу возрастет, они могут договориться поболтать по телефону. Если это их удовлетворит, они договорятся о встрече. В какой-то момент во время этого процесса они станут развивать личные отношения: может быть, это будет дружба, а может быть, близкие отношения.
Разумеется, многие люди, ведущие переписку по электронной почте, полностью удовлетворены уже тем, что имеют возможность знакомиться и разговаривать друг с другом. В исследовании общения в сетевых конференциях, проведенном Парк-сом и Флойдом, было обнаружено, что около четверти (23,7%) испытуемых признавались, что они общались со своими партнерами, по крайней мере, три или четыре раза в неделю и около половины (55>4%) переписывались, по крайней мере, раз в неделю. Взаимоотношения по электронной почте привлекательны для некоторых деловых людей по большей части потому, что у них нет времени на «свидание в баре». Те люди, которые уже встречаются, поддерживают отношения при помощи электронной коммуникации, когда по работе или из-за учебы им приходится находиться далеко друг от друга. Электронная почта, которая разрабатывалась как инструмент для ведения дела, теперь широко применяется для общения с родственниками, друзьями и любовниками.
Могут ли отношения с использованием электронных средств связи быть длительными? Такие отношения, по-видимому, лишены многих преимуществ традиционных отношений: люди не испытывают ощущения физической близости, они ничего не знают о том, как выглядит их партнер, к какой группе или слою общества он принадлежит. Тем не менее, общаясь по электронной почте, люди могут преодолеть эти неудобства, обмениваясь фотографиями, разговаривая по телефону и, наконец, назначив личную встречу. Подумайте сами, в чем еще могут состоять преимущества и недостатки знакомства по переписке.
Критикуя общение через Интернет, некоторые указывают на то, что при личном контакте большую роль играет эффект присутствия и имеется возможность непосредственной обратной связи, что способствует большей личной близости. Кроме того, в большинстве электронных форм общения у людей нет возможности воспринимать невербальные сообщения.
Все больше и больше людей обращаются к электронным средствам связи для развития и поддержания взаимоотношений. Общение по электронной почте привлекательно для тех, кому трудно по тем или иным причинам установить прочные межличностные отношения. Поскольку человек планирует общение по электронной почте, у него есть возможность проявить вербальные навыки и чувство юмора в написании писем, не стесняясь своей внешности.
В действительности некоторые люди сообщают, что их отношения через электронные средства даже лучше, чем личные. Например, человек, состоявший в переписке с одной религиозной организацией, сказал: «Я знаю некоторых из этих людей лучше, чем моих самых старых и лучших друзей». Многие исследователи приводят примеры отношений, когда переписка по электронной почте переросла в любовь и брак.
Однако есть важные различия между личной и электронной коммуникацией, и эти различия могут препятствовать развитию отношений. Дж. Д. Бигелоу из Государственного университета в Бойсе выделяет три такие проблемы:
1. Электронная коммуникация не столь интенсивна, потому что люди обмениваются только вербальными посланиями. Поскольку они не видят и не слышат своих партнеров по переписке, сообщения можно неправильно интерпретировать. Только видеоконференции позволяют воспринимать невербальные сигналы.
2. Электронная коммуникация протекает медленнее, чем личный разговор. Благодаря тому, что сообщения по электронной почте идут медленнее, чем сообщения в обычном разговоре, у человека может быть больше времени подумать. Однако такая задержка в передаче сообщений лишает взаимодействие спонтанности, обычной для личного общения.
3. Участники электронной коммуникации не могут видеть друг друга. Электронные знакомые часто сохраняют свое имя в тайне, придумывают псевдонимы или новые имена.
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ Установление отношений через Интернет
Удавалось ли вам когда-либо завести знакомства по электронной почте? Если да, то продолжаются ли эти отношения или нет? Если нет, то, как долго они продолжались? Что сделало эти отношения «удовлетворительными»? Если отношения закончились, то отличалась ли причина их разрыва от причины прекращения личных отношений?
■ От электронной переписки к личным встречам
В личных отношениях доверие устанавливается не сразу. Мы знакомимся с человеком, а потом начинаем с ним общаться. На основании поведения человека мы принимаем решение, доверять ему или нет. Например, мы даем другому человеку почитать книгу и смотрим, когда и как он ее вернет; мы назначаем свидание и смотрим, приходит ли человек вовремя; мы сообщаем человеку что-то личное и наблюдаем, держит ли человек эту информацию при себе или сообщает остальным. Так на опыте мы определяем, можем ли мы ему доверять и хотим ли мы перейти к более близким отношениям (Goldberg, 1999)-
В отношениях, которые мы устанавливаем по электронной почте, труднее оценить, можно доверять человеку или нет.
Многие средства электронной связи сами очень «непроницаемы». То есть утрачивается спонтанность и невербальная информация, получаемая при непосредственном общении. В результате нам сложнее определить, насколько можно доверять другому человеку.
■ Оборотная сторона взаимоотношений по электронной почте
Несмотря на всю привлекательность, использование электронных средств связи для формирования отношений иногда провоцирует неэтичное поведение.
- Установление дружеских отношений
- Разговор с другими людьми с позиций равенства
- Рабочая тетрадь
- Электронные знакомства
- Злоупотребление анонимностью
- Зависимость
- Теория межличностных потребностей
- Личное пространство
- О дверях, стульях и разговорах шепотом
- Заискивающий (миротворец)
- Обвинитель
- Расчетливый («компьютер»)
- Отстраненный (безумный)
- «Это ужасно, не правда ли?»
- «Видите, на какие жертвы мы идем!»
- «Алкоголик»
- Коммуникация
- Интеракция
- Перцепция
- Деловое взаимодействие
- Коммуникационный процесс
- Виды общения
- Познавательное общение
- Убеждающее общение
- Экспрессивное общение
- Суггестивное общение
- Ритуальное общение
- Функции общения
- Содержание делового общения
- Стороны общения
- Манера общения и стиль
- Даниэл Уэбстер
- Человеческая речь как источник информации
- Речевые средства общения
- Официально-деловой стиль речи
- Речевые конструкции
- Речевые шаблоны для делового взаимодействия
- Разговорная речь
- Подтекст
- Коммуникативные барьеры
- Логический барьер
- Стилистический барьер
- Семантический барьер
- Еврейский характер
- Фонетический барьер
- Выделение голосом Намерения партнера
- Девять правил от Гисберта Бройнига для успешной вербальной коммуникации
- Умение слушать
- Трудности эффективного слушания
- Ошибки тех, кто слушает
- Внутренние помехи слушания
- Внешние помехи слушания
- Как вы слушаете?
- Виды слушания
- Обратная связь в процессе слушания
- Полезные способы взаимодействия
- Пять правил эффективной обратной связи
- Приемы эффективного слушания (по и. Атватеру)
- Какой слушателъ вам нужен:
- Виды вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Виды вопросов для переговоров и торгов
- Вопросы для избегания искажений в понимании
- Ответы на вопросы
- Безусловно перспективная стратегия взаимодействия
- Как быть с некорректными вопросами?
- Прием бумеранга
- Восприятие людьми друг друга *
- Эффекты межличностного восприятия
- Психологическая культура делового разговора *
- Создание благоприятного психологического климата
- Создание хорошего впечатления о себе
- Выслушивание собеседника как психологический прием
- Постановка вопросов и техника ответов на них
- Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников
- Защита от некорректных собеседников
- Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
- Поведение с собеседниками различных психологических типов
- Невербальные средства деловой разговорной практике
- Значение различных типов рукопожатий
- Невербальные средства повышения делового статуса
- Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам
- Трактовка сигналов, посылаемых глазами и губами
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
- Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
- Межнациональные различия невербального общения
- Рекомендации по овладению умением слушать.
- Механизм избегания конфликтогенов
- 1. Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру.
- 3. Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает - «я».
- Умение прекратить разговор, не обижая собеседника
- Искусство конструктивной критики