Методика «Моя будущая профессия и окружающий мир»
Цель. Содействовать осмыслению собственного образа будущего, ценностей будущей профессии.
Инструкция. Сейчас каждый из вас поработает с тестом «Мои склонности». Вы сможете определить тот тип профессии, к которому у вас есть интерес. Для этого каждый из вас получит лист ответов, варианты ответов и текст опросника. Будьте внимательны, и предстоящая процедура не вызовет трудностей. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Ставьте свои ответы рядом с соответствующим номером. Отвечая на каждый вопрос, нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?»
+1 — скорее нравится, чем не нравится;
+2 - определенно нравится;
+3 - очень нравится;
-1 - скорее не нравится, чем нравится;
-2 - определенно не нравится;
-3 - очень не нравится.
После ответов на предложенные вопросы подсчитайте суммы плюсов и минусов в каждом столбце. Наибольший положительный результат служит показателем выраженности Вашей склонности к одному из типов профессий.
Выберите себе условно одну из профессий того типа, к которому у Вас наибольшая склонность. Кем бы Вы хотели работать в будущем? Возможно, этот проект и не сбудется, но попробуйте пофантазировать…
Комментарий. Участникам тренинга ведущий предлагает тест «Мои склонности» (определение предпочтительного типа профессии по Е.А.Климову).
Лист ответов
-
1
II
III
IV
V
1а
16
2а
26
За
36
4а
46
5а
56
6а
66
7а
76
8а
86
9а
96
10а
106
11а
116
12а
126
13а
136
14а
146
15а
156
16а
166
17а
176
18а
186
19а
196
20а
206
Сумма баллов
Опросник
«Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?»
1а. Ухаживать за животными.
16. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным людям - лечить их.
26. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, кассет.
36. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы.
46. Доводить товары до потребителя.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
56. Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты.
6а. Выращивать молодняк животных.
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
76. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором и т. п.
8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведения в справочном бюро, на экскурсии.
86. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес.
9а. Ремонтировать вещи, изделия, одежду, жилище.
96. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
106. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
116. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять.
126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
136. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы.
146. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях.
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемом.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).
16а. Делать лабораторные опыты.
166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделия.
176. Осуществлять монтаж зданий или уборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы, экскурсии сверстников или младших и т. п.
186. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали изделия, строить здания.
196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями.
206. Работать на клавишных машинах: пишущей, ПВМ и др.
На доске для обучающихся по окончании работы появляется дополнительная информация.
I. Человек—природа. II. Человек—техника. III. Человек—человек. IV. Человек—знаковая система. V. Человек—художественный образ.
|
I. Человек-природа: эколог, биолог, агроном, зоотехник, ветеринар, лесник, озеленитель и др. Представителей этой профессии объединяет любовь к природе. Растения, животные, микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников. Специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям. Важны такие качества, как инициатива, самостоятельность, творческое мышление.
II. Человек-техника: инженер, строитель, конструктор, чертежник, токарь, радиомонтажник, автослесарь и др. Такой специалист должен быть точным, аккуратным, дисциплинированным.
Техника как предмет труда предоставляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества.
III. Человек-человек: учитель, врач, секретарь-референт, менеджер, продавец и др. Важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. При работе по профессии этого типа необходимы следующие личные качества: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память и др.
IV. Человек - знаковая система: математик, оператор ЭВМ, программист, чертежник, лингвист и др. Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. Для работы по этому типу профессий нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, воображением, сосредоточенностью, устойчивостью внимания, усидчивостью.
V. Человек - художественный образ: писатель, художник, дизайнер, музыкант, артист и др. Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа: одаренность в какой-либо области искусства, творческое воображение, образное мышление, трудолюбие.
- Я и мои ценности: тренинг для старшеклассников
- Аннотация
- Содержание
- Раздел I. Возрастные задачи старшеклассника и профессиональные задачи педагога в пространстве взаимодействия…...........................…………………………………………….10
- Раздел II. Тренинг социальных навыков старшеклассников
- Раздел III. 99 методик к занятиям: игры, тесты, упражнения……………………………...24
- Об актуальности, структуре и особенностях профилактической программы
- Раздел I. Возрастные задачи старшеклассника и профессиональные задачи педагога в пространстве взаимодействия
- Раздел II. Тренинг социальных навыков старшеклассников «я и мои ценности» Введение к курсу
- Содержание занятий
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 4. Время – ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 5. Я и моё здоровье как ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 6. О ценностях ума и образования
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 7. Творчество как ценность
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 9. Успех – ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 10. Жизнь как ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Методики
- Занятие 4. Время – ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 20. Мир в мире как ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Раздел III. 99 методик к занятиям: игры, тесты, упражнения
- Методика «Визитка»
- Методика «Советы в кругу»
- Методика «Поле ценностей группы»
- Методика «Реестр ценностей»
- Методика «Галактика моей жизни»
- Методика «Словесный портрет»
- Методика «Мои потребности и окружающий мир»
- Методика «Доволен ли я собой?»
- Методика «Моё лучшее я»
- Методика «Что было главным в жизни»
- Методика «Очищение»
- Методика «Эмиграция»
- Методика «Хвастовство»
- Методика «Контраргументы»
- Методика «Интервью»
- Методика «Конфликтная ли Вы личность»
- Методика «Волшебная подушка»
- Методика «Наблюдатель»
- Методика «Как я себя представляю»
- Методика «Чемодан»
- Методика «я сам»
- Методика «Три имени»
- Методика «Хорошо-плохо»
- Методика «Что меня удивило»
- Методика «Принятие решения»
- Методика «Веер»
- Методика «Кто я?»
- Методика «Мой запас прочности»
- Информация для обучающихся
- Методика «Всеобщее внимание
- Методика «Гибкость»
- Методика «Круг добродетели»
- Методика «Торт “Время”»
- Методика «Стрела жизни
- Методика «Линия жизни»
- Методика «4 сферы»
- Методика «Чувство времени»
- Методика «Что я знаю и чего я не знаю»
- Методика «Позитивное мышление»
- Методика «я в школе»
- Методика «Умные слова»
- Методика «Что человеку дано?»
- Методика «Рецепт счастья»
- Методика «Карусель дел»
- Методика «Хочу – могу – буду»
- Методика «Прошлые успехи»
- Методика «Ресурсы для достижения»
- Методика «Послание миру»
- Методика «Лестница прогресса»
- Методика «Надежды на мир»
- Методика «Миг благодарения»
- Методика «Связующая нить»
- Методика «Моя семья»
- Методика «Ответы на записки»
- Методика «Прощание со страхами»
- Методика «Послание потомкам»
- Методика «Требования среды»
- Методика «Социальные роли»
- Методика «Прорвись в круг»
- Методика «Ваше представление о времени»
- Методика «Дотянись до звёзд»
- Методика «Цели и дела»
- Методика «Золотая рыбка»
- Методика «Кораблекрушение»
- Методика «Цели»
- Методика «Глубинная цель»
- Методика «Кино»
- Методика «Моя будущая профессия и окружающий мир»
- Методика «Скованные одной цепью»
- Методика «Зажим»
- Методика «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»
- Методика «Приятно ли со мной общаться»
- Методика «Моя волшебная земля»
- Методика «Преувеличение или полное изменение поведения» (ролевая игра)
- Методика «Погружение в глубины памяти»
- Методика «Недописанное предложение»
- Методика «Волшебное психологическое зеркало»
- Методика «Портрет твоего идеала настоящего мужчины» (для юноши)
- Методика «Портрет твоего идеала настоящей женщины»
- Методика «Карта здоровья»
- Методика «а напоследок я скажу…»
- Методика «я и природа земли – мы едины»
- Методика «Итоги»
- Методика «Ноутбук»
- Тест «Сова, жаворонок или аритмик»
- Методика «Рекомендации себе»
- Игра «Да - нет - может быть»
- Д а Может быть Нет
- Ведущий
- Групповая работа «у зеркала»
- Методика-опросник «Личная профессиональная перспектива»
- ( По е.А.Климову)
- Методика «Ловушки-капканчики»
- Методика «Пришельцы»
- Упражнение на самопринятие и гармонизацию отношения к себе с использованием метода психодрамы (по в.Г.Маралову)
- Тест «Ведущее полушарие»
- Методика «Хочу» и «Надо»
- Игровая методика «Цена и ценность»
- Игра «Магазин одной покупки»
- Игра «Калоши счастья»
- Игра «На плоту»
- Групповое дело «Предлагаю – выбираю»
- Игра «На пне в лесу» (Metis quique dues)
- Анкета для детей среднего и старшего школьного возраста Дорогой друг!
- Список литературы
- Методика м. Рокича «ценностные ориентации»
- Стимульный материал
- Шкала социально-психологической адаптированности
- Диагностика ценностных ориентации школьников
- Анкета для учащихся старших классов
- Определение уровней ценностных ориентаций
- Примерные результаты диагностики ценностных ориентаций