logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насы­щенность жизни);

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, до­стигаемые жизненным опытом);

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства (переживание прекрасного в при­роде и в искусстве);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных за­труднений);

- наличие хороших и верных друзей;

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

- познание (возможность расширения своего образования, кру­гозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- продуктивная жизнь (максимально полное использование сво­их возможностей, сил и способностей);

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духов­ное совершенствование);

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровож­дение, отсутствие обязанностей);

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- счастливая семейная жизнь;

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутрен­них противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

- воспитанность (хорошие манеры);

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие при­тязания):

- жизнерадостность (чувство юмора);

- исполнительность (дисциплинированность);

- независимость (способность действовать самостоятельно, ре­шительно);

- непримиримость к недостаткам в себе и других;

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- ответственность (чувство долга, умение держать слово);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать дру­гим их ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

- честность (правдивость, искренность);

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- чуткость(заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостат­ком является влияние социальной желательности, возможность не­искренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотива­ция диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомен­дуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны из­менения инструкций, которые дают дополнительную диагности­ческую информацию и позволяют сделать более обоснованные вы­воды. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализова­ны данные ценности в Вашей жизни?»;

«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»;

«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»;

«Как сделало бы это, но Вашему мнению, большинство людей? »;

«Как это сделали бы Вы 5 лет назад?»;

«... через 5 или 10 лет?»;

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по раз­ным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореали­зации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценно­сти дела; индивидуалистические и конформистские ценности, аль­труистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъектив­ного структурирования системы ценностных ориентаций. Психо­лог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно пред­положить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Приложение 2