logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Ведущий

После того, как играющие произвели выбор пози­ции, можно выслушать мнения избравших позицию, ар­гументы в пользу суждения или контраргументы против суждения. А затем ещё раз предложить участникам про­думать свой выбор и сменить позицию, если они изме­нили своё решение.

Веер суждений самый разнообразный и составляется педагогом в соответствии его педагогическому замыслу.

Предлагаем примерный вариант суждений для оце­ночной реакции играющих:

Нет прекраснее на земле существа, чем человек. Самое страшное существо на земле — человек. Главное в этой жизни иметь деньги. Главное в этой жизни — быть верным себе. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом. Счастливый глух к несчастьям другого. Счастливые — самые добрые к окружающим. Здесь предложен вариант альтернативных суждений. Но набор суждений может состоять из однозначных суж­дений. Не исключается вариант, когда выдвигается суж­дение, связанное с происшествием в школе. Тогда общее «голосование» укажет на общественное мнение в адрес случившегося.

Приведем конкретный пример из школьной жизни. Педагог предлагает ученикам откликнуться на такое суждение: «Если тебе кажется, что человек глупый, надо пря­мо ему сказать об этом». В ходе проводимой методики выясняется, что автор аналогичного поступка уже не счи­тает себя правым в ситуации, где он назвал товарища глупым.

Педагогический смысл игры в том, чтобы вызвать активное осмысление вопросов жизни, но ни в коем случае не выявление так называемого «правильного» су­ждения. Игра много содействует развитию способности быть субъектом, осознавать свои собственные мнения и отдавать отчет в своих поступках. Добавим: у игры нет возрастных ограничений.