logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Шкала социально-психологической адаптированности

(Шкала социально-психологической адаптированности (шка­ла СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т. В. Снегирёвой)

Модель отношений человека с социальным окружением и с са­лим собой, заложенная в основу этой шкалы, исходит из концеп­ции личности как субъекта собственного развития, способного от­вечать за собственное поведение. Шкала состоит из 101 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе чувство собственно­го достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.), 37 — критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защит­ных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажу­щееся «решение» проблем, т. е. решение их на субъективном пси­хологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); 28 выска­зываний нейтральны. В число последних включена также конт­рольная шкала («шкала лжи»).

Описание.

Шкала предъявляется обследуемым в виде небольшой тетради с высказываниями, под каждым из которых напечатана 7-ступенчатая шкала (для одноразового использования). Ниже приводят­ся инструкция и текст методики.

Инструкция. На следующих страницах напечатаны высказыва­ния о поведении человека, его мыслях, переживаниях.

При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к Вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием: 1,2,3,4,5,6,7 — в зависимо­сти от того, в какой степени оно характерно для Вас.

Если содержание высказывания совершенно к Вам не относит­ся, обведите кружком цифру 1. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на Вас, обведите цифру 2. Если Вам кажется, что Вы не мо­жете отнести высказывание к себе, но сомневаетесь в этом – об­ведите цифру 3. В тех случаях, когда Вы не можете решить, отно­сится ли к Вам то, о чем говорится в высказывании, или нет – обведите цифру 4. Если Вы считаете, что это похоже на Вас, но Вы не уверены – обведите цифру 5. Если то, о чем говорится в выс­казывании, похоже на Вас – обведите цифру 6. И наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, Вы можете сказать: «Это точно про меня. Очень на меня похоже» – обведите цифру 7.

Что означает каждая цифра, напечатано вверху и внизу на каж­дой из следующих страниц.

Переверните страницу и начинайте работать.

Вверху и внизу на последующих страницах с текстом высказы­ваний сформулированы значения ступеней шкалы:

1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь раз­говариваю.

2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.

3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.

4. Я предъявляю к себе большие требования.

5. Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.

6. Я часто чувствую себя униженным.

7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков).

8. Я всегда сдерживаю свои обещания.

9. У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.

10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне

11. Я сам виноват в своих неудачах.

12. Я ответственный человек. На меня можно положиться.

13. У меня чувство безнадежности. Все напрасно.

14. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями моих сверстников.

15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, кото­рым должны следовать люди.

16. У меня мало своих собственных убеждений и правил.

17. Я люблю мечтать — иногда прямо среди дня. Трудно возвра­щаться от мечты к действительности.

18. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех напа­даю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику... Трудно сдерживать себя в таких вещах.

19. Я умею управлять собой и своими поступками — заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня — не проблема.

20. У меня часто портится настроение: вдруг находит уныние, хандра.

21. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредото­чен на себе, занят самим собой.

22. Люди, как правило, нравятся мне.

23. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.

24. Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бы­вает немножко одиноко.

25. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-ни­будь спрятаться.

26. Обычно я легко лажу с окружающими.

27. Мои самые тяжелые битвы — с самим собой.

28. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мною более приятельски, чем я ожидаю.

29. В душе я оптимист и верю в лучшее.

30. Я неподатливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.

31. Я критичен к людям и всегда сужу их, если, с моей точки зре­ния, они этого заслуживают.

32. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.

34. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться,

35. У меня красивая фигура. Я привлекателен (привлекательна).

36. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.

37. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.

38. Мои решения — не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.

39. Я часто испытываю чувство вины — даже тогда, когда как будто бы ни в чем не виноват.

40. Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.

41. Я доволен.

42. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосре­доточиться, организовать себя.

43. Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.

44. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.

45. Разозлившись, я нередко выхожу из себя.

46. Я часто чувствую себя обиженным.

47. Я импульсивный, порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.

48. Бывает, что я сплетничаю.

49. Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда.

50. Это довольно трудно — быть самим собой.

51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки.

52. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того,чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад... Словом, не отличаюсь реалистичностью.

53. Я терпим в своём отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.

54. Я стараюсь не думать о своих проблемах.

55. Я считаю себя интересным человеком — заметным, привлека­тельным как личность.

56. Я стеснительный, легко тушуюсь.

57. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкива­ния со стороны, чтобы довести дело до конца.

58. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.

59. Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».

60. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.

61. Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаю существенным, мне важно быть в числе лучших.

62. Я презираю себя сейчас.

63. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.

64. Мне не хватает духу встретиться с трудностями или попасть в ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными пере­живаниями.

65. Я просто не уважаю себя.

66. Я по натуре вожак и умею влиять на других.

67. В целом я хорошо отношусь к себе.

68. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.

69. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, осо­бенно если разногласия грозят стать окончательными.

70. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.

71. Я в какой-то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.

72. Я удовлетворен собой.

73. Я неудачник. Мне не везет.

74. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.

75. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.

76. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с дев­чонками (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними.)

77. Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед провалом: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится?

78. У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно тре­вожило бы меня.

79. Я умею упорно работать.

80. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и от­ношения к окружающему становятся более зрелыми.

81. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.

82. Я всегда говорю только правду.

83. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует на­стоять, и я соглашусь, уступлю.

85. Я чувствую неуверенность в себе.

86. Я часто бываю вынужден защищать себя, строить доводы, кото­рые меня оправдывают и делают мои поступки обоснованными.

87. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Я умный.

89. Иной раз я люблю прихвастнуть.

90. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Пре­зираю свое бессилие, а с собой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.

91. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.

92. Я никогда не опаздываю.

93. У меня ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Я отличаюсь от других.

95. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.

96. Мне все ясно в себе. Я себя хорошо понимаю.

97. Я общительный, открытый человек. Я легко схожусь с людьми.

98. Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.

99. Я ничего не стою. Меня даже не принимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны, просто терпят меня.

100. Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком занима­ют мои мысли.

101. Все свои привычки я считаю хорошими.

Обработка и интерпретация результатов.

Показателями адаптированности (1+) служат высказывания 4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74,75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98; показате­лями дезадаптированности (I–) — высказывания 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73,76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100. Девять суждений (8, 34, 45, 48, 81, 82, 89, 92, 101) составляют «шкалу лжи».

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычислялся по сумме позитивных (I +) высказываний, рассорти­рованных школьниками на 5, 6, 7 позиции шкалы, и негативных (i –), попавших в позиции 1, 2, 3:

Ка = N i+(5,6,7) + N i– (1,2,3).

Так как позитивных суждений в шкале — 36, а негативных — 37, то гипотетическая максимальная величина коэффициента — 73, минимальная — 1.

Иногда бывает полезным получить и показатель дезадаптиро­ванности, который рассчитывается как сумма позитивных (i+) вы­сказываний, распределенных на 1,2,3 позиции, и негативных (i–), занявших 5,6,7 позиции шкалы.

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (8-10-е классы), средние индексы социально-психологической адаптирован­ности (СПА) располагаются обычно в пределах 39-44 баллов. Сопоставле­ние коэффициентов СПА с объективными показателями — успевае­мостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе — крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных. Одной и той же величины индексы — скажем, очень высокие, тяготеющие к 50, — могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся физико-математической школы) или завышенными, свидетельствующими об особенностях личност­ного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенса­торных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе са­мому и требованиям действительности. За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные при­чины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех в учении, не­благополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отно­шение и негативную установку учителя по отношению к ученику, но могут свидетельствовать об отклонениях в сфере сугубо субъектив­ных переживаний ребенка, в системе причин и условий возникнове­ния которых школьному психологу и предстоит разобраться.

Чтобы расширить возможности качественного анализа полу­ченных с помощью шкалы СПА данных, каждому высказыванию придавался «вес», совпадающий с номером ступени (от 1 до 7), на которую они попадали при сортировании их испытуемыми.

С той же целью все высказывания были сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности. Перечисляя эти факторы, в скобках назовем номе­ра составляющих их суждений.

1. Приятие — неприятие себя (соответственно суждения 33, 35, 55,67,72,74,75,80,88,94,96 и 7,59,62,65,90,95,99, т. е. 11 и 7 высказываний).

2. Приятие других — конфликт с другими (9,14, 22, 26, 53, 97 и 2,10, 21,28, 40, 60, 76, в целом 6 и 7 высказываний).

3. Эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) — эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия) (23, 29, 41, 44, 47, 78 и 6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85, т. е. 6 и 8 суждений).

4. Ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что дос­тижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентиру­ются личная ответственность и компетентность) — ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пас­сивность в решении жизненных задач) (4, 5,11,12,19, 27, 37, 51,63,68,79,91,98 и 13,25,36,52,57,70,71,73,77, итого 13 и 9 высказываний).

5. Доминирование — ведомость (зависимость от других) (58, 61, 66 и 16, 32, 38, 69, 84, 87, т. е. 3 и 8 суждений).

6. «Уход» от проблем (17,18,54, 64,86 — 5 высказываний). Достоверность статистических различий, которые выступают между разными группами учащихся в отношении данных факто­ров (в средних по группам «весовых» значениях), устанавливает­ся с помощью непараметрических критериев критерия Вилкоксона для разностей пар и U-критерия Манна и Уитни [Закс, 1976]. Отбирая суждения, набравшие наибольший или наименьший «вес» по группе, можно выделить признаки, которые являются наибо­лее и наименее характерными для той или другой группы учащих­ся. Статистическая значимость различий в этих случаях может быть установлена с помощью критерия Стьюдента.

Выполнение теста длится примерно 45 минут. Проведе­ние измерения, как и интерпретация результатов, может осуще­ствляться только психологом.

Приложение 3