logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Игра «Калоши счастья»

Игра получила такое название по одноименной сказ­ке Г.Х. Андерсена.

Фабула игры: Фея счастья сообщает Фее печали, что у неё есть «калоши счастья» и тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея печали возражает: надевший такие калоши обретет немедленное желание от них избавиться. Ведущий предлагает разрешить спор всем присутст­вующим.

Выстраивается следующая мизансцена:

Ф ея счастья Фея печали

КАРТОЧКИ

СЧАСТЬЯ

ИГРАЮЩИЕ

Ход игры. Ведущий предлагает детям поочередно вы­брать карточку из предложенных, прочитать, какое «счастье» ему досталось. Тут же Фея счастья объявляет, какие блага ожидают играющего, если он согласится принять это «счастье». А Фея печали торопится объявить, сколько неприятностей падет на голову того, кто такое счастье приобретет. Например, играющему карточка «счастья» сообщает, что у него «появился новый друг, умный и интересный собеседник».

Фея счастья замечает, что это прекрасно, что такое счастье сулит играющему богатое общение, минуты paдости жизни, общее интересное дело, а Фея печали замечает, что от такого счастья лишь прибавились заботы: умный всегда тебя будет поправлять, своими разговорами держать в постоянном усилии, разбегутся приятели, которые не очень умные.

Теперь играющий выбирает либо сторону Феи сча­стья, либо сторону Феи печали - он переходит в «лагерь» одной из этих волшебных дам.

Примерное содержание карточек:

— Поступишь в университет и тебе легко будут даваться науки.

— Станешь очень богатым.

— Тебя полюбит первая красавица мира.

— Тебе подарят собаку.

— Будешь самым сильным в мире.

— У тебя будет модная красивая одежда.

— Станешь владельцем автомобиля.

Во время рефлексии следует развернуть идею амби­валентности мира, сочетания противоречий в одном яв­лении, тесной связи счастья и несчастья, радости и не­приятности, удовольствия и огорчения. Ни в коем случае не делать никаких оценочных суждений по поводу выбо­ра детьми «лагеря счастья» или «лагеря печали». Проти­воречивость мира всегда держит человека в состоянии разрешения противоречия. Его выбор определяется спо­собностью разрешения этих противоречий. Таким обра­зом каждый становится строителем своей судьбы.