logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Игра «На пне в лесу» (Metis quique dues)

Игра имеет два названия. Первое — «На пне в лесу», потому что игровая ситуация заключается в том, что че­ловек оказался в лесу, сел на пень и задумался. Второе — «Разум — бог каждого» (лат.), потому что в итоге игры участники приходят к выводу, что жизненные вопросы никто за человека решить не может, он сам себе бог в своих отношениях к жизни.

Интрига игры в противопоставлении двух различных суждений. Их высказывают поочередно два субъекта, си­дящие на двух противостоящих «пнях». «Деревья» вокруг, слыша их суждения, протягивают ветви-руки в случае согласия с высказыванием, и не делают этого при несо­гласии.

Мизансцена игры:

Игра идет неспешно, чтобы наблюдатели могли ос­мысливать содержание и выявляющуюся все явственнее по ходу игры идею: любое суждение имеет смысл и зна­чение — все зависит от ракурса рассмотрения предмета, и субъект должен это понимать, прежде чем примет то или иное высказывание. Сидящие «на пне» обычно произно­сят несколько суждений по одной и той же теме. Таким образом группа подвергает осмыслению один какой-то вопрос. Потом диада играющих сменяется, и новая тема предстает в своих противоречивых суждениях.

Предложим опробованные на практике темы и суж­дения, разместив их напротив друг друга, как если бы это отражало момент игры.

  • Я люблю уроки, на которых можно шалить, потому что...

  • Я люблю уроки, на которых стоит тишина, потому что...

  • Я не люблю уроков, на которых приходится напряженно думать, потому что...

  • Я люблю уроки, когда надо напряженно думать, потому что...

  • Мне нравится работать у доски, потому что...

  • Мне не нравится, когда приходится работать у доски, потому что...

  • Мне нравится, когда на уроке всех называют ласково, потому что...

  • Мне не нравится, когда на уроке всех называют ласково, потому что...

А вот другая тематика:

  • Мне обидно, когда на меня кричат, потому что...

  • Мне не обидно, когда на меня кричат, потому что...

  • Мне не обидно, когда мне не дарят подарков, потому что...

  • Мне обидно, когда мне не дарят подарков, потому что...

Еще одна тематика:

  • У меня нет денег, так как я еще не работаю, но мне...

  • У меня всегда есть деньги, хотя я не работаю, и мне...

  • Родители вовсе не обязаны давать мне денег, так как…

  • Родители обязаны давать мне деньги, так как...

  • Иметь дело с человеком, у которого много денег, приятно, так как...

Иметь дело с че­ловеком, у которого много денег, неприятно, так как...

Особенный эффект производит игра, если в группе что-то случается, и ведутся длительные дискуссии про­блемного характера. Тогда педагог может сказать: «Не по­сидеть ли нам на пне в лесу?» — и заготовленные карточки с самыми различными точками зрения на происшедшее помогут многостороннему рассмотрению проблемы.

Заключительным аккордом может служить методика недописанного тезиса: «Теперь, когда я окажусь в лесу на пне...» — дети называют вопрос, о котором они хотели бы подумать.

«Пень в лесу» — условность, она может быть заменена «Камнем в степи», «Песком у моря», «Скамейкой в саду».

Предостережение: здесь очень важен момент реакции «деревьев», когда они протягивают «руки-ветви» в сторо­ну мыслителя. Ведущий должен обратить внимание всех, что одно и то же «дерево» вдруг соглашается с сужде­ниями прямо противоположными — такое возможно в нашем противоречивом мире.