logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Групповое дело «Предлагаю – выбираю»

Групповое дело под названием «Предлагаю — выби­раю» («Предложи помощь») учит в игровой форме уме­нию слышать другого человека и воспринимать в едином ансамбле его слова, голос, интонацию, мимику, жесты и действие как выражение личностного «Я», вступающего с другим человеком в контакт.

В период повышенного интереса к рынку и финан­совой стоимости жизни, когда понятие «предлагаю» на­полнилось узкоматериальным содержанием, а слово «выбор» приобрело ограниченно «базарное» значение, необходимо ввести в сферу внимания наших детей ду­ховный выбор как поведенческий акт и поведенческий акт как духовное взаимодействие.

Первоначальный вариант игры «Предлагаю помощь» состоял в следующем: один из играющих сообщает о личной жизненной проблеме, стоящей перед ним, а другие поочередно предлагают ему свою помощь. Надо выбрать один из вариантов предлагаемой помощи, по­дойти, протянув руку, и произнести: «Я выбираю твою помощь!».

По мере расширения практики игры она модифици­руется, приобретает игровой азарт и мобильный харак­тер: те, чью помощь избирают, составляют группу для так называемой «суперигры», когда воспроизводится содержание, но «субъектом проблемы» выступает любой человек из зри­телей, а затем в третьем, завершающем туре игры - «супер-суперигры» — претенденты на звание «умеющего предложить помощь» ставятся в ситуацию реальной про­блемы «здесь и сейчас» и предложение помощи, и ее реализация должны произойти тут же, на глазах зрите­лей. Нарисуем мизансцену игры:

Группы «предлагающих помощь» сменяют друг дру­га. «Субъекты проблемы» пересаживаются на стул впере­ди, чтобы, оказавшись на первом стуле, сообщить о сво­ей трудной проблеме. Для впервые играющих в эту игру рекомендуется заготовить на карточках вообра­жаемые проблемы, например: «У меня пропала соба­ка...», «Я не умею плавать...», «Я поссорилась с родите­лями...», «Я потерял библиотечную книгу...».

В дальнейшем надобность в таких карточках отпадает. «Субъекты проблемы» самостоятельно формулируют про­блему, реальную для данной личности либо придуманную.

Привлекательной стороной игры выступает отсутст­вие лица, стоящего над игрой и выдающего «сверху» свои судейские оценки. Здесь оценочные суждения про­изводят играющие в момент выбора помощи. Чтобы та­кой выбор сделать, игрокам необходимо быть предельно внимательными, и, чтобы понять выбор и его оценить, зрители тоже поставлены в положение максимального внимания. Все присутствующие проигрывают мысленно индивидуальный выбор, таким образом упражняясь в умениях «слушая — слышать», «глядя - видеть», «обща­ясь — воспринимать».

Очень важно сохранить определенный темпоритм игры. Об этом должен позаботиться ведущий. Тщательно следует продумывать «проблемы» особенно для третьего тура, когда игрокам, попавшим в «супер-суперигру», предлагается возможность оказать человеку здесь и сей­час немедленную помощь.

В заключение советуем подчеркивать, что тот, кто умеет предлагать помощь, не всегда умеет ее оказывать, что, разумеется, в отношениях людей оказывать помощь важно, но, тем не менее, предлагать ее тоже надо уметь.

Существует множество вариаций игры «Предлагаю — выбираю»: помимо «помощи» дают совет относительно «поведения» («Я попал в ситуацию...»), предлагают род за­нятий («У меня вдруг появилось свободное время...»), при­думывают подарок («Я хочу подарить на праздник...») и т.д.