logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Раздел I. Возрастные задачи старшеклассника и профессиональные задачи педагога в пространстве взаимодействия

Появление нашей программы вызвано объективными предпосылками, одной из которых является необходимость педагогической помощи старшеклассникам в переходный период от «детства к взрослости».

Период ранней юности – это период появления множества разных новообразований в сфере индивидуального сознания.

Обретя статус старшеклассников, учащиеся становятся объектами повышенного интереса родителей и педагогов — как плод многолетних забот семьи и школы, будущие выпускники, стоящие на пороге более самостоятельной жизни. Период обучения школьника в старших классах, как правило, связывается психологами с началом ранней юности, периода завершения физического созревания человека. Это возраст, когда подростковая потребность ощущать себя взрослым трансформируется в реальное проживание взрослости. Человек в юношеском возрасте уже не изображает себя взрослым и не подражает взрослым, как это делал подросток. Он всё чаще на практике включается в решение тех сложных проблем, которые ставит перед ним взрослая жизнь: выбор образования, выбор профессии, выбор спутницы (спутника) жизни и т.д.

В качестве важнейшей задачи перед юношами и девушкам встает задача жизненного самоопределения. Психологически они уже готовы ее решать. К юношескому возрасту довольно высокого уровня развития достигают необходимые для решения этой задачи способности к самоанализу, к самоконтролю, к саморегуляции. Процесс самоопределения, впервые ставший актуальным для школьника еще в подростковом возрасте, в период юношества начинает охватывать уже все основные стороны его жизни и играет в ней всё более важную роль.

Одной из самых важных для старшеклассника становится проблема профессионального самоопределения. Обыденным явлением сегодня стали обучение школьников на подготовительных курсах для поступающих в вузы, занятия с репетиторами — то есть всё то, что могло бы способствовать реализации профессиональных планов старшеклассников.

Изменяются их взгляды и на школьное обучение. Оно также начинает рассматриваться сквозь призму собственного профессионального будущего. Наблюдается все большая изобретательность юношей и девушек в отношении к учебным предметам: к одним они могут проявлять повышенное внимание, к другим – быть совершенно равнодушными. Учебная деятельность становится уже учебно-профессиональной. В попытках найти свое призвание старшеклассники пробуют себя и в искусстве, спорте, техническом творчестве, компьютерном программировании, бизнесе и т.д.

Не менее значимой для многих юношей и девушек становится проблема их самоопределения в личной жизни. В этом возрасте уже строятся некоторые семейные планы, формируется образ идеальной спутницы (спутника) жизни, порой приобретается первый сексуальный опыт. Считается, что юношеская влюбленность часто поверхностна и скоротечна. Но все же она вполне может стать глубокой и продолжительной; успехи и неудачи в любовных отношениях могут переживаться очень эмоционально, нередко болезненно.

Процесс самоопределения актуализируется еще и в связи с довольно жесткой нормированностью в отношениях между полами. Как отмечает А. В. Мудрик, часть старшеклассников может и не иметь желания вступать в общение со сверстниками противоположного пола, но господствующие в их среде нормы рассматривают подобное общение как факт высокопрестижный, школьники стремятся соответствовать этой норме (40).

Такого рода нормированность подкрепляется в сознании юношей и девушек через самые разные каналы: через образ жизни молодежных субкультурных группировок, тексты модных песен, популярные журналы, многочисленные рекламные ролики, телевизионные шоу, которые задают определённые стереотипы поведения молодежи. То же самое относится и к складывающимся в юношеской среде эталонам мужественности и женственности. Повышенное внимание старшеклассников к своему физическому облику, фигуре, одежде, прическе есть не что иное, как попытка соответствовать данным эталонам.

Юношеский возраст, по мнению многих психологов, – это решающий период формирования мировоззрения человека. Мировоззренческое самоопределение – то есть определение собственных непротиворечивых взглядов на мир и приведение этих взглядов в некую систему – также является одной из задач, решаемых в юности. Стремление осмыслить мир целостно, найти его предельные основания, всеобщие принципы его существования активизирует интерес старшеклассников к различным философским концепциям и религиозным доктринам. Юношество готово самозабвенно спорить по поводу самых разных мировоззренческих вопросов, пытаясь при этом корректировать, утверждать или даже опровергать те идеи, к которым оно пришло ранее.

Определение человеком собственных воззрений на окружающую действительность невозможно себе представить и без определения собственного отношения к действительности. А значит, в юношеском возрасте активизируется и процесс ценностного самоопределения. Именно в этом возрасте возможно определение в полной мере собственных отношений человека к миру, к другим людям, самому себе. Эти отношения становятся более свободными как от нормативного давления извне, которое имело место в младшем школьном возрасте, так и от влияния собственных конформных или нигилистических порывов, столь нередких в подростковом возрасте. Именно ценностное самоопределение лежит в основе личностного роста старшеклассников. Но оно во многом определяется тем, как протекают процессы профессионального, мировоззренческого и интимно-личностного самоопределения.

Таким образом, основной задачей педагога, занимающегося воспитанием старшеклассников, является создание благоприятных педагогических условий для жизненного самоопределения юношей и девушек.

В противном случае, полоса неудач в какой-либо деятельности, ряд промахов и разочарований в отношениях с друзьями и противоположным полом, негативные переживания по поводу своего тела могут способствовать, по мнению психологов, неврозам, депрессивным состояниям, агрессии по отношению к окружающим людям и самому себе.

Необходимость решения старшеклассниками задачи самоопределения активизирует их потребности в общении и уединении, достижении и поиске. А.В.Мудрик называет эти потребности основными социальными потребностями ранней юности. Посредством общения с другими людьми, посредством своего уединения от окружающих, посредством достижения каких-либо значимых результатов в той или иной деятельности, посредством собственной поисковой активности старшеклассник как раз и решает задачу самоопределения. А значит, помогая старшекласснику в реализации социальных потребностей, педагог тем самым помогает ему и в самоопределении.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании и поиске общения – они внимательно присматриваются к окружающим людям; их интерес вызывает каждое новое лицо, попавшее в поле зрения; у них появляются связи в иных социальных группах, иных возрастных слоях, иных географических районах.

В процессе общения, согласно исследованиям А.В.Мудрика, старшеклассники обсуждают преимущественно свои личные дела, своё прошлое, свои планы на будущее, проблемы собственного физического и интеллектуального развития, свои взаимоотношения с родителями, учителями, друзьями, возлюбленными. То есть, в центр обсуждения выдвигается собственное Я. В процессе общения старшеклассник, узнавая, сравнивая, противопоставляя, принимая, опровергая позиции других людей по волнующим его вопросам, ищет свое Я, определяет свою самость, ибо самоопределение возможно только среди других Я, в сравнении себя с ними, в нахождении своей уникальности.

Определение своего Я, как правило, влечет за собой предъявление его окружающим и поиск понимания с их стороны. Этого понимания старшеклассники также ищут в общении. Здесь они стремятся найти поддержку в сделанном ими выборе, сопереживание в их собственных чувствах, согласие в тех или иных нравственных или мировоззренческих вопросах. Многие психологи пишут о том, что юношеское общение часто носит эгоцентричный характер, поскольку желание старшеклассников поделиться собственными переживаниями гораздо сильнее их интереса к переживаниям других.

Доминирующую роль в общении старшеклассников играют сверстники. Общение со сверстниками может разворачиваться в самых различных уголках школьного пространства, на квартирах друзей, в клубах, кафе и барах, на дискотеках, городских улицах, в парках, скверах. Суть феномена юношеского общения со сверстниками хорошо отражает популярное среди молодежи сленговое слово «тусовка».

Круг общения старшеклассников расширяется за счет все большего числа сверстников противоположного пола, а общение юношей и девушек между собой носит даже более доверительный характер, чем общение со сверстниками своего пола. Круг общения расширяется и за счёт старших поколений, ибо старшеклассники испытывают острую потребность в общении с родителями, педагогами, другими значимыми взрослыми. От них юноши ждут понимания своих проблем и помощи в их решении; от них хотят получить информацию, связанную с собственным мировоззренческим и профессиональным самоопределением. Но в то же время исследования показывают существенное снижение доверительности в общении с людьми старших поколений. Это может быть реакцией на то, что многие родители и педагоги занимают позицию контролера жизненных выборов старшеклассника и наставника в проблемных ситуациях, тогда как старшеклассники хотят видеть их в позиции понимающего друга и компетентного консультанта. Дистанция между поколениями может увеличиваться и в связи с актуализацией потребности старшеклассников в уединении.

Уединение позволяет старшекласснику разобраться в самом себе, осмыслить свое Я, отрефлексировать свои взгляды, поступки, сделанные жизненные выборы. Так же, как и подростки, старшеклассники задаются вопросами: «Кто я?», «Какой я?», «С кем я и кто со мной?». Активно развивающаяся с начала подросткового возраста способность к рефлексии в период юношества играет всё большую роль в жизни человека. Она во многом способствует процессу самоопределения юношей и девушек, ибо выбор профессии, друзей, нравственной позиции только тогда может быть назван полноценным выбором, если он осмыслен, отрефлексирован.

Рефлексивная личность проигрывает в воображении множество поступков, возможные следствия этих поступков, а также свою реакцию на те или иные последствия – всё это позволяет старшекласснику предотвратить те свои действия, которые могли бы привести к нежелаемым для него и для общества результатам. В уединении старшеклассники могут проигрывать многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. В подобного рода мечтаниях у старшеклассников складывается образ идеального Я, который выступает для него своеобразным внутренним ориентиром.

Создавая в своем воображении разнообразные жизненные ситуации, совершая воображаемые поступки, вступая в воображаемые диалоги, юноши и девушки при этом выражают своё отношение к себе самому, к другим людям, к окружающему миру вообще. На этой основе, как считает психолог И.С.Кон (24), разворачивается и реальное самоопределение старшеклассников: возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке, складывается определённый стиль поведения.

Немаловажную роль для благополучного протекания процесса самоопределения старшеклассников играют их достижения, успехи в учебной и внеучебной деятельности, в общении с друзьями и с противоположным полом, в физическом и интеллектуальном развитии.

Достижения старшеклассника в той или иной деятельности могут повлиять на выбор его будущей профессии, ведь личные успехи делают эту деятельность более привлекательной. Иногда юношеские увлечения могут перерасти в дело всей дальнейшей жизни.

Личные достижения поднимают авторитет старшеклассников в глазах окружающих – педагогов, родных, друзей, сверстников, в том числе противоположного пола, немало способствуя при этом и успехам в интимно-личностном самоопределении.

Личные достижения позволяют старшекласснику чувствовать себя увереннее, смелее включаться в новые виды деятельности, активнее вступать в общение с окружающими, оптимистичнее смотреть в собственное будущее. Успешность в самых разных своих проявлениях снижает опасность возникновения юношеских депрессий, ощущений подавленности, чувства безысходности.

Большое значение для жизненного самоопределения старшеклассников имеет развивающаяся в юношеском возрасте поисковая активность. Юноши и девушки стараются отыскать свой собственный стиль жизни, попробовать себя в самых разных ролях и видах деятельности, найти свою манеру поведения, речи, жестикуляции и т.д. При этом часто проявляется известный юношеский максимализм. Некоторые старшеклассники, могут влиться в радикальные субкультурные группировки или общественно-политические движения, пуститься в рискованные предприятия, экспериментировать с украшением своего тела (через макияж, причёску, пирсинг, татуировки), меняя свой имидж.

Период жизни старших школьников при всех его издержках имеет не менее позитивное значение. Задача самоопределения и предполагает наличие такого периода. В течение него молодые люди реализуют право экспериментировать, примериваться к различным социальным ролям.

Юношеский возраст – это также время духовных поисков. В этот период возможны серьёзные изменения в ценностных ориентациях старшеклассников. Идёт поиск смысла в тех кризисных обстоятельствах, которые окружают современных ношей и девушек, поиск собственного Я, поиск смысла своей жизни.

Таким образом, смысложизненный поиск, представляя собой предельную форму реализации поисковой активности старшеклассников, является в то же время глубинной основой процесса жизненного самоопределения вообще. Общаясь со сверстниками или взрослыми, уединяясь со своими собственными мыслями или мечтами, достигая успехов в творчестве или личной жизни, пробуя себя в различных социальных ролях, юноша хочет найти смысл в том, что с ним происходит.

Поиск смысла жизни – есть преобразование человеком собственных жизненных обстоятельств в личностно значимые и наполненные смыслом события. К сожалению, в условиях радикальных общественных изменений и связанного с этим кризиса традиционных общественных ценностей многие юноши и девушки оказываются сегодня в ситуации обесценивания жизни. Их попытки найти выход из данной ситуации в наркотическом эскапизме (от слова «эскейп» — «бегство»), потребительском эгоизме, нигилистическом протесте или конформистской стадности приводят ко многим проблемам в их жизненном самоопределении и могут повлечь за собой личностный регресс. Поэтому вполне закономерен вывод о том, что создание благоприятных педагогических условий для самоопределения старшеклассников во многом связано именно с поддержкой педагогом их смысложизненного поиска.

Таким образом, только при условии благоприятного разрешения школьниками встающих перед ними возрастных задач, а также при условии решения педагогами встающих перед ними соответствующих профессиональных задач возможно достижение главной цели гуманистического воспитания — личностного роста ребенка.