logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Диагностика ценностных ориентации школьников

(М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина)

Диагностические категории — показатели теста (качественный анализ).

Шкала «Познание как ценность» соответствует в анкете содер­жательному блоку I. Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно опре­делить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основ­ных законах природы и общества, творческий подход к выполне­нию той или иной задачи (в том числе учебной), готовность при­лагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности.

Собственно шкала определяет степень выраженности у учащих­ся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свиде­тельствует об истинной роли в жизни конкретного обучающегося учеб­ного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У уча­щихся, достигших высокого уровня, велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, достав­ляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о понимании уча­щимися значения образования, о восприятии познания как важ­ной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределе­ния по отношению к этой ценности в сознании старшеклассников, достигших среднего уровня, не произошло.

Низкий (3) уровень баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате 0 бал­лов — 0%). Потребность в познании в этом случае минимальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуаций, кото­рые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учеб­ной деятельности.

Шкала «Я — ценность» представлена в анкете содержательным блоком П. Вопросы ориентированы на выявление отношения (позитивного или негативного) к себе, на определение сте­пени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в по­ведении старшеклассника эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успе­хи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я — ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у обучающихся такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, инте­рес к себе как к личности и индивидуальности, способность при­нимать себя таким, как есть.

Таким образом, данная шкала определяет характер отношения старшеклассника к себе, степень выраженности у него восприятия себя как личности и индивидуальности, способность ценить свои дос­тоинства, осознание собственной значимости и неповторимости. Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свиде­тельствует о практически сформировавшейся структуре «Я» старшеклассника, высокой степени позитивного самовосприятия, об умении самовыражаться, уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности.

Средний (2) уровень показывает, что учащийся уделяет соб­ственному «Я» достаточно много внимания, старается быть пози­тивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале означает, что стар­шеклассник редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе. Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самопринятия и самоуважения.

Шкала «Другой — ценность» отражается содержательно в бло­ке III анкеты и указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у респондентов по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как инди­видуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжела­тельность, уважительность, доверие, веру в личностный потенци­ал другого.

Этот показатель определяет степень выраженности восприятия другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные от­ношения.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, под­тверждает наличие у старшеклассников ценности восприятия ин­дивидуальности другого человека. Высокий балл свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способности к быстрому установ­лению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии и ориентации на их индивидуальные особенности очевидны.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует, что старшекласс­ники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда им удается бе­зусловно воспринимать другого человека и конструктивно общать­ся с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале демонстрирует от­сутствие восприятия другого человека как ценности и индивиду­альности, отсутствие уважительного отношения к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструк­тивно.

Шкала «Общественно полезная деятельность» соответствует со­держательному блоку IV и показывает, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной дея­тельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характерис­тиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориен­тация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и ак­тивности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого от­ношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.

Таким образом, эта шкала определяет степень выраженности у учащихся сознательного отношения к общественно полезной дея­тельности или, иными словами, уровень осознания сущности че­ловека как существа общественного.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, под­тверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть ак­тивными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у учащихся такой ценностной ориентации, как обществен­но полезная деятельность.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о том, что стар­шеклассники понимают важность общественно полезной деятель­ности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что старшеклассник не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в об­щественно полезной деятельности и не представляет своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у учащегося та­кой ценностной ориентации, как общественно полезная деятель­ность; он не считает общественно полезную деятельность важной личностной ценностью.

Шкала «Ответственность как ценность» представлена в анкете содержательным блоком V. Вопросы, адресованные учащимся, вы­являют степень ответственности старшеклассника за то, что случа­ется с ним в его жизни; определяют, испытывает ли он по­требность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоана­лиз важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений прин­ципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя доб­росовестным отношением к выполняемым делам.

Данную шкалу следует признать крайне важной в плане фор­мирования социально-адаптивной личности.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по данной шкале, сви­детельствует о наличии у старшеклассников чувства ответствен­ности как особо важной личностной характеристики, а также о признании ответственности в качестве базовой характеристики личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внутрен­ний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда для стар­шеклассников бывают возможными понимание и осоз­нание мотивов своих действий. Наряду с интернальным, достаточ­но частым бывает и экстернальный контроль.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что учащиеся в очень малой степени осознают либо вообще не осознают необходимос­ти ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения. В этом случае преобладает экстернальный (вне­шний) контроль в жизненно важных ситуациях. Личность не счи­тает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уро­вень рефлексии.