logo
книга про соцнавыки старшеклассников

Методика м. Рокича «ценностные ориентации»

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отно­шений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, это основа мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, жизненной концепции и «философии жизни».

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холландом, М. Рокичем и др.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей на два класса:

Это деление соответствует традиционному делению на ценнос­ти-цели и ценности-средства.

Проведение эксперимента.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каж­дом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на кар­точках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ран­говый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала даёт более надежные резуль­таты. Сначала предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карто­чек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руко­водствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вниматель­но изучив карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значи­ма, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по зна­чимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная оста­нется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы из­мените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу ис­тинную позицию.