Раздел II. Тренинг социальных навыков старшеклассников «я и мои ценности» Введение к курсу
Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. К осмыслению подобных ценностей надо подвести наших старшеклассников не формально, а так, чтобы поиски смысла жизни они связали с ситуацией в окружающем мире.
Данный курс утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Он направлен на воспитание у старшеклассников ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.
Предлагаемый интегрированный курс по программе «Я и мои ценности» включает в себя 20 занятий, которые разделены на два содержательных блока: «Я и мой мир» и «Я и этот мир». Данный курс занятий предназначен для обучающихся старшего школьного возраста: 16 – 17 лет. Вести его может психолог или педагог, знакомый с азами психологии.
Субъект воспитания в гуманистической педагогике – сам ребёнок. Следовательно, важным условием его развития является самовоспитание. Воспитание – внешнее воздействие на ребёнка, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием воспитания является самовоспитание. Только присваивая и проживая ценностные отношения, ребёнок воспитывается.
Самовоспитание – важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Следовательно, путь восхождения ребёнка от воспитания к самовоспитанию, а значит, к воспитанности должен быть организован на интеграции этих двух систем – воспитания и самовоспитания.
В моральной сфере две особенности старшеклассников заслуживают пристального внимания: переоценка ценностей и устойчивые «автономные» моральные взгляды, не зависимые от случайных влияний. Однако мораль не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.
Неслучайно первый блок программы «Я и мой мир» помогает старшекласснику в познании самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя как ценности и в самовоспитании.
Отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождают массу вопросов о жизни и о себе.
Наименование и содержание второго блока программы – «Я и этот мир»– определяет общая мотивация старшеклассника, которая смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости старшеклассники часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растёт потребность в общении, с другой – повышается его избирательность.
Старшеклассник стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить своё прошлое, обдумать своё настоящее, утвердить и понять самого себя. Задача педагога – помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми.
С учётом вышеобозначенных положений данный курс построен на тесной взаимосвязи самопознания, самовоспитания и информации об окружающем мире.
Каждый обучающийся должен завести тетрадь для занятий, которая станет основой для ноутбука самотворчества. Ведение ноутбука предусмотрено курсом.
Тактично используя диагностические методики самопознания, педагог помогает старшекласснику увидеть себя, черты своего характера. Подрастающий человек получает возможность задуматься о существующих социальных навыках и проанализировать свои потребности и имеющиеся социальные навыки. Получая развёрнутую картину своей личности, он размышляет о своём месте в жизни, о смысле жизни; проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций-проб.
Педагог, являясь активным союзником участника тренинга в самопознании, становится и активным союзником и в создании его ценностей. Аргументированно построенный информационный аспект занятий позволяет позитивно влиять на старшеклассника: на его нравственность, культуру, жизненные установки. Процесс этот длительный и систематический. Тактично, сея по зёрнышку ценные в нравственном плане установки, можно подвести старшеклассника к свободному принятию достойных человека целей и выбору нравственного поведения.
Влияние занятий будет более эффективным при соблюдении следующих принципов их проведения:
доверие и сотрудничество. Искренность в общении. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Группа – это то место, где можно рассказать о том, что ребят действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Такие отношения не ущемляют чувства взрослости старшеклассников, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их нравственной воспитанности;
активность и самостоятельность обучающегося. Участники вовлекаются в специально разработанные действия. Интенсивное включение в групповой процесс с целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, партнёра, в группу в целом. Многие оценки и суждения должны исходить, по возможности, не от педагога, а от самих участников. Выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться старшеклассником как его собственные желания и действия, совершаемые с помощью педагога. Собственные выбор и решения являются гарантией того, что старшеклассник будет им следовать и не откажется при первой же трудности. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени, так как мысли и чувства участников очень значимы друг для друга;
исследовательская творческая позиция. В ходе занятий участники осознают, обнаруживают, открывают уже известные идеи, закономерности, а также, что ещё более важно, свои личные ресурсы, возможности и особенности;
диалогичность. Продуктивная воспитательная работа педагогов и психолога со старшеклассниками возможна лишь в ситуации диалога. Диалог – это форма общения, при которой общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, индивидуальный способ восприятия мира. Диалогичность предполагает разговор не про человека, а с человеком. Обращение к человеку напрямую. Это такое общение с учётом избегания оценочных суждений, при котором учитываются интересы других участников, а также их чувства, эмоции, переживания. Ограничение групповой дискуссии событиями, происходящими «здесь и теперь», то есть в данной группе и преимущественно в данный момент. Диалог невозможен без взаимного принятия. Реализация этого принципа создаёт в группе атмосферу безопасности, открытости, доверия;
объективация (осознание) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь;
эмоциональность. Желательно проводить занятия в специально оформленном помещении, где много комнатных растений, составлены композиции из растений, стены украшают картины… Возможно музыкальное сопровождение приятной классической музыкой в начале занятий, во время письменных ответов на вопросы тестов, написания сочинений-миниатюр.
Последовательная реализация названных принципов – одно из условий эффективной работы группы.
Основанием для работы группы являются согласованные и принятые в ней правила. Рекомендуем написать их на доске или ватмане на видном месте.
Цель данного курса: создать организационно-педагогические условия для формирования социальных навыков, стимулирования и мотивации старшеклассников к самовоспитанию ценных в нравственном плане качеств личности, потребностей и мотивов деятельности.
БЛОК 1. Я и мой мир
Занятие 1 и 2. Я – личность и индивидуальность
Полюби себя – полюбишь другого (народная мудрость)
Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон)
Каждый человек стоит столько, во сколько он сам себя оценивает (Ф.Рабле)
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет знания людей (Н.Г.Чернышевский)
- Я и мои ценности: тренинг для старшеклассников
- Аннотация
- Содержание
- Раздел I. Возрастные задачи старшеклассника и профессиональные задачи педагога в пространстве взаимодействия…...........................…………………………………………….10
- Раздел II. Тренинг социальных навыков старшеклассников
- Раздел III. 99 методик к занятиям: игры, тесты, упражнения……………………………...24
- Об актуальности, структуре и особенностях профилактической программы
- Раздел I. Возрастные задачи старшеклассника и профессиональные задачи педагога в пространстве взаимодействия
- Раздел II. Тренинг социальных навыков старшеклассников «я и мои ценности» Введение к курсу
- Содержание занятий
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 4. Время – ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 5. Я и моё здоровье как ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 6. О ценностях ума и образования
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 7. Творчество как ценность
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 9. Успех – ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 10. Жизнь как ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Методики
- Занятие 4. Время – ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Содержание занятия
- Методики
- Занятие 20. Мир в мире как ценность
- Содержание занятия
- Методики
- Раздел III. 99 методик к занятиям: игры, тесты, упражнения
- Методика «Визитка»
- Методика «Советы в кругу»
- Методика «Поле ценностей группы»
- Методика «Реестр ценностей»
- Методика «Галактика моей жизни»
- Методика «Словесный портрет»
- Методика «Мои потребности и окружающий мир»
- Методика «Доволен ли я собой?»
- Методика «Моё лучшее я»
- Методика «Что было главным в жизни»
- Методика «Очищение»
- Методика «Эмиграция»
- Методика «Хвастовство»
- Методика «Контраргументы»
- Методика «Интервью»
- Методика «Конфликтная ли Вы личность»
- Методика «Волшебная подушка»
- Методика «Наблюдатель»
- Методика «Как я себя представляю»
- Методика «Чемодан»
- Методика «я сам»
- Методика «Три имени»
- Методика «Хорошо-плохо»
- Методика «Что меня удивило»
- Методика «Принятие решения»
- Методика «Веер»
- Методика «Кто я?»
- Методика «Мой запас прочности»
- Информация для обучающихся
- Методика «Всеобщее внимание
- Методика «Гибкость»
- Методика «Круг добродетели»
- Методика «Торт “Время”»
- Методика «Стрела жизни
- Методика «Линия жизни»
- Методика «4 сферы»
- Методика «Чувство времени»
- Методика «Что я знаю и чего я не знаю»
- Методика «Позитивное мышление»
- Методика «я в школе»
- Методика «Умные слова»
- Методика «Что человеку дано?»
- Методика «Рецепт счастья»
- Методика «Карусель дел»
- Методика «Хочу – могу – буду»
- Методика «Прошлые успехи»
- Методика «Ресурсы для достижения»
- Методика «Послание миру»
- Методика «Лестница прогресса»
- Методика «Надежды на мир»
- Методика «Миг благодарения»
- Методика «Связующая нить»
- Методика «Моя семья»
- Методика «Ответы на записки»
- Методика «Прощание со страхами»
- Методика «Послание потомкам»
- Методика «Требования среды»
- Методика «Социальные роли»
- Методика «Прорвись в круг»
- Методика «Ваше представление о времени»
- Методика «Дотянись до звёзд»
- Методика «Цели и дела»
- Методика «Золотая рыбка»
- Методика «Кораблекрушение»
- Методика «Цели»
- Методика «Глубинная цель»
- Методика «Кино»
- Методика «Моя будущая профессия и окружающий мир»
- Методика «Скованные одной цепью»
- Методика «Зажим»
- Методика «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»
- Методика «Приятно ли со мной общаться»
- Методика «Моя волшебная земля»
- Методика «Преувеличение или полное изменение поведения» (ролевая игра)
- Методика «Погружение в глубины памяти»
- Методика «Недописанное предложение»
- Методика «Волшебное психологическое зеркало»
- Методика «Портрет твоего идеала настоящего мужчины» (для юноши)
- Методика «Портрет твоего идеала настоящей женщины»
- Методика «Карта здоровья»
- Методика «а напоследок я скажу…»
- Методика «я и природа земли – мы едины»
- Методика «Итоги»
- Методика «Ноутбук»
- Тест «Сова, жаворонок или аритмик»
- Методика «Рекомендации себе»
- Игра «Да - нет - может быть»
- Д а Может быть Нет
- Ведущий
- Групповая работа «у зеркала»
- Методика-опросник «Личная профессиональная перспектива»
- ( По е.А.Климову)
- Методика «Ловушки-капканчики»
- Методика «Пришельцы»
- Упражнение на самопринятие и гармонизацию отношения к себе с использованием метода психодрамы (по в.Г.Маралову)
- Тест «Ведущее полушарие»
- Методика «Хочу» и «Надо»
- Игровая методика «Цена и ценность»
- Игра «Магазин одной покупки»
- Игра «Калоши счастья»
- Игра «На плоту»
- Групповое дело «Предлагаю – выбираю»
- Игра «На пне в лесу» (Metis quique dues)
- Анкета для детей среднего и старшего школьного возраста Дорогой друг!
- Список литературы
- Методика м. Рокича «ценностные ориентации»
- Стимульный материал
- Шкала социально-психологической адаптированности
- Диагностика ценностных ориентации школьников
- Анкета для учащихся старших классов
- Определение уровней ценностных ориентаций
- Примерные результаты диагностики ценностных ориентаций