logo search
книга про соцнавыки старшеклассников

Игра «На плоту»

Игра «На плоту» многофункциональна. Во-первых, она может быть использована как педагогическая диаг­ностика. Во-вторых, в процессе этой игры формируются некоторые поведенческие характеристики мальчиков и девочек как представителей мужчин и женщин современ­ной культуры. В-третьих, в ходе игры развивается нравст­венное сознание всех участников и наблюдателей ее.

Данная игра — одна из немногих, которые успешно проходят при разновозрастном составе играющих. Эф­фектно разворачиваются игровые события в случае рез­кого возрастного перепада, например, если играют дети второго и десятого, третьего и одиннадцатого классов.

Фабула игры такова. На плоту пять мест для путеше­ственников. Они плывут по реке, вокруг необитаемые берега. И вдруг что-то случается: волной смыло съестные припасы; волной смыло маршрутную карту; загрустила маленькая Дама, единственная дама среди юношей на плоту; рассорились четыре дамы при одном юноше на плоту; по берегу бежит какой-то человек, просит его взять на плот шестым; пошел сильный холодный дождь и т.д. Что делают мужчины во время подобных событий? Их реакции находятся под наблюдением зрителей.

По завершении ролевой ситуации зрители сообщают о своем мнении, было ли поведение мужчин достойным при случившемся (поднимается карточка либо открыва­ется ладошка при утвердительном мнении).

Момент движения плота обозначается музыкой (например, Генделя «Музыка на воде»). Участники игры не рассуждают о том, что следовало бы делать, а совер­шают действия, которые они считают необходимыми в создавшихся условиях. Зрители не вмешиваются в разыг­рывание ситуации. Ведущий тоже не имеет права под­сказывать и оценивать произведенное.

Хорошо, когда реальный возраст юношей и девочек (девушек) как бы игнорируется. Например, на плот приглашается дама-второклассница и юноши-десятиклассники или дамы-старшеклассницы и юноши-второклассники. Тем самым подчеркивается вневозрастное содержание роли Дамы и роли Мужчины.

В игру следует ввести и вполне реальные элементы мужского и женского поведения: юноши подают руку дамам, входящим на плот и покидающим его; юноши (мальчики) благодарят юных дам за участие в игре. Ко­личество ситуаций определяется успешностью произве­денных ролевых решений: если «плот номер один», «плот номер два» успешно справились с непредвиденной сложностью путешествия, то количество ситуативных этапов можно ограничить до трех; если юношам не уда­ется найти достойный выход из ситуации, то цепочка неприятностей удлиняется, тогда почти всем зрителям удается побывать в роли путешественников.

Предполагается непременная рефлексия по оконча­нии игры: что я извлек для себя во время путешествия на плоту? Идея игры «На плоту» настолько широка, что вмещает в себя самые разнообразные модификации, которые создаст педагог.