logo search
лекции по социальной психологии (Шп

15. Социально-психологическая характеристика личности

Что касается отличий социально-психологическо­го подхода к исследованию личности от социологи­ческого подхода, то эта проблема решается более или менее однозначно. Если система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественного разви­тия, то естественно, что главный фокус интереса здесь - макроструктура общества, и прежде всего такие единицы анализа, как социальные институты, законы их функционирования и развития, структура общественных отношений, а следовательно, и социаль­ная структура каждого конкретного типа общества.

Все сказанное не означает, что в этом анализе нет места проблемам личности. Как уже отмечалось, без­личный характер общественных отношений как отно­шений между социальными группами не отрицает их определенной «личностной» окраски, поскольку реали­зация законов общественного развития осуществля­ется только через деятельность людей. Следователь­но, конкретные люди, личности являются носителями этих общественных отношений. Понять содержание и механизм действия законов общественного разви­тия нельзя вне анализа действий личности. Однако для изучения общества на этом макроуровне принци­пиально важным является положение о том, что для понимания исторического процесса необходимо рас­смотрение личности как представителя опреде­ленной социальной группы. В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуаль­ность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифици-рованная личность». Аналогичное решение предлагает и Е.В. Шорохова: «Для социологии личность вы­ступает как продукт общественных отношении, как выразитель и конкретный носитель этих отношении, как субъект общественной жизни, как элемент общно­сти». Эти слова не следует понимать так, что конкрет­ные личности совсем выпадают из анализа. Знание об этих конкретных личностях есть знание о том, как в них воплощаются значимые для группы характе­ристики и как они в свою очередь представляют лич­ность в различных массовых действиях. Главная про­блема социологического анализа личности - это проблема социальной типологии личности.

Практически в социологический анализ сплошь и ря­дом вкрапливаются и другие проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами со­циальной психологии. К ним относятся, например, про­блема социализации и некоторые другие. Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного перио­да времени не занималась этими проблемами, отчасти же тем, что практически в каждом вопросе, касающем­ся личности, можно усмотреть и некоторый социологический аспект. Основная же направленность социо­логического подхода достаточно определенна.

Гораздо сложнее обстоит дело с разделением про­блематики личности в общей и социальной психоло­гии. Косвенным доказательством этого является мно­гообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих от того, что и в са­мой общей психологии нет единства в подходе к по­ниманию личности. Правда, тот факт, что личность описывается по-разному в системе общепсихологи­ческой науки различными авторами, не касается во­проса о ее социальной детерминации. В этом вопро­се согласны все исследующие проблему личности в отечественной общей психологии.