56. Группа как субъект деятельности
Для социальной психологии недостаточны простая констатация множества людей или даже наличие между ними каких-то отношений. Перед ней стоит задача объединить социологический и общепсихологический подходы к группе. Фокус анализа - именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействий на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ механизма такого воздействия.
Значимость группы для личности состоит прежде всего в том, что группа - определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общест-венного раздёлёния труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. Опираясь на результаты социологического анализа групп, социальная психология осуществляет на этой основе описание психологических характеристик каждой такой группы. По мнению Б.Ф. Поршнева, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства», так как универсальным принципом психического оформления 'общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы», в отличие от другого образования - «они». «Мы-чувство» выражает потребность дифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе. Этот индикатор не абсолютен, так как в ряде случаев «мы-чувство» может и не возникнуть относительно той группы, в которую индивид реально включен. Но так или иначе сама констатация принадлежности к той или иной группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез» реальной социальной группы, ее значимости для каждого отдельного члена группы.
Группа в этом случае может выступать не только объектом восприятия, но и его субъектом. Когда говорят об определенном отношении одной группы к другой (а на уровне обыденной практики это хорошо известно), оно может быть дружественным, враждебным, нейтральным и т.д. Это будет означать, что одна группа определенным образом воспринимает другую, т.е. является субъектом восприятия.
В связи с дискуссиями по поводу приведенных выше характеристик возникает вопрос, относятся ли они к психологическому описанию группы, например к групповым нормам, групповым ценностям, групповым решениям.
Хотя они исследуются давно, но интерес социальной психологии к этим осо8ьш групповым образованиям не случаен: только их знание может более конкретно раскрыть механизм связи личности и общества. Именно через группу общество воздействует на личность и выступает неким посредником между личностью и обществом. В этом случае необходимо рассматривать группу не просто как «множество», а как реальную ячейку общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, которая, в свою очередь, является основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее участие членов группы в совместной деятельности обусловливает формирование психологической общности между ними. Таким образом, при этом условии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т..е. объектом исследования в социальной психологии. В таком понимании про-блемы группы коренится принципиальное отличие марксистской социальной психологии от различных социально-психологических течений Запада.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса