logo
лекции по социальной психологии (Шп

73. Изменение социальных установок

При исследовании личности в социальной психо­логии важнейшее место занимает проблема со­циальной установки.

Если процесс социализации обьясняет, каким об­разом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен лич­ностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Одна из главных проблем, возникающих при изуче­нии социальных установок, - это проблема их изме­нения. Наблюдения показывают, что любая из диспо­зиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться.

Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к кото­рому существует у личности определенная диспози­ция, тем более устойчивой она является. Социаль­ная психология должна научиться распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведения, а в каком нет. Прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и оттого, изменится или нет в те­чение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект.

Если аттитюд изменяется, поведение не может быть спрогнозировано до тех пор, пока неизвестно направление, в котором произойдет смена аттитю-дов. Изучение факторов, обусловливающих измене­ние социальных установок, превращается в принци­пиально важную для социальной психологии задачу. Для наиболее адекватного подхода к проблеме изменения социальных установок необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия. Как справедливо отмечает П.Н. Шихирев, эта специфи­ка заключается в том, что данный феномен обуслов­лен как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения че­ловека как существа, способного к активной, созна­тельной производственной деятельности. Измене­ние социальной установки в рамках социальной психологии должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспо­зиций, так и с точки зрения изменений активной по­зиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу изменений, порожденных разви­тием личности.

Считается, что если социальная установка возни­кает в определенной сфере человеческой деятель­ности, то понять ее изменение можно, проанализи­ровав изменения в самой деятельности. Среди этих изменений в данном случае наиболее важно изме­нение соотношения между мотивом и целью деятель­ности, ибо только при применении этого соотноше­ния для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и смысл социальных уста­новок.

Перспектива изменения установки требует реше­ния еще целого ряда вопросов, интерпретируя ее в контексте принципа деятельности. Только реше­ние всей совокупности этих проблем позволит отве­тить на поставленный вопрос: какова же роль со­циальных установок в выборе мотива поведения? Если этот ответ будет получен, можно будет не толь­ко констатировать изменения в социальных установ­ках личности, но и обеспечить их целенаправленное изменение.

74. ФОКУС ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возникает закономерная необходимость интегрировать эти две стороны и проанализировать реальное поведе­ние личности в системе связей с другими людьми, при­надлежащими прежде всего к той же самой группе. Без этого социально-психологический подход к изучению личности окажется незавершенным, ибо фокус этого под­хода - рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения. Такой подход не претендует на исчерпывающее исследование личности, она остается предметом изучения и в общей психологии, где в послед­нее время наметились новые линии анализа, в том числе фиксирующие и социально-психологический аспект. В.А. Петровский выделяет три возможных аспекта личности, когда личность рассматривается: 1 )как свойство, погруженное в пространство инди­видуальной жизни субъекта;

  1. как свойство, существующее в пространстве меж­индивидуальных связей;

  2. как свойство, находящееся за пределами интегра-тивного пространства (т.е. как «погружение» в дру­гого, «вклад» в другого, как «персонализация»). Легко видеть, что второй аспект точно совпадает с тем фокусом интереса, который выделен в со­циальной психологии.

Итак, для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социаль­ные установки не являются чем-то застывшим, не подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в кон­кретной группе. Роль именно реальной, конкретной группы очень велика: социальные детерминанты бо­лее высокого порядка (общество, культура) как бы преломляются через ту непосредственную «инстан­цию» социального, каковой выступает группа.

Основной методологический принцип, принятый нами изначально, а именно принцип, гласящий, что «лич­ностью не рождаются, а личностью становятся», дол­жен быть конкретизирован: личностью становятся, и по­этому для личности «небезразлично», в каких именно группах осуществляется ее становление, в частности с какими другими личностями она взаимодействует.

Если бы можно было осуществить такое лонгитюдное исследование, в котором удалось бы проследить весь жизненный путь личности, то на поставленный вопрос был бы дан исчерпывающий ответ. При этом можно было бы выявить, настолько значимо для становления личности •прохождение» ее через группы, предположим, высокого (или напротив, низкого) уровня развития, богатые меж­личностными конфликтами или, напротив, относительно бесконфликтные и т.п. Интересно, что в повседневной жизни, в обыденной практике эти факторы фиксируются. Так, например, при выяснении причин противоправного поведения подростка изучается характер отношений в ро­дительской семье, и в школьном классе, и в группе сверстников по месту проживания. Точно так же рассмат­ривается в этом случае и вопрос о том, какое место зани­мал интересующий нас субъект в системе отношений данных групп. Однако очевидная для практики важность обозначенной проблемы не нашла до сих пор своего ис­черпывающего теоретического и экспериментального объяснения. На языке фундаментального исследования проблема должна быть сформулирована таким образом: какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) личности от «качества» групп, в которых осу­ществляется процесс социализации и в которых актуаль­но развертывается ее деятельность? Другая сторона этой проблемы: какова зависимость формирования опреде­ленных «качеств» группы (т.е. ее психологических харак­теристик личностей), с которого начинается процесс оформления группы?

Как известно, исследование качеств личности име­ет весьма солидную традицию как в общей, так и в со­циальной психологии.