17. Большие социальные группы
Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие группы.
Существуют различные мнения о том, что. такое большая социальная группа:
- случайно, стихийно возникшая, достаточно кратко временно существующая общность (толпа, публи-
' ка, аудитория);
социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место а системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа);
количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол,возраст, национальность и др.;
большая группа - это значительная по количеству, сложноорганизованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).
В деятельности больших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.
Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического анализа и отличающие их от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это - нравы, обычаи и традиции.
Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.
В социально-психологическом плане образ жизни больших социальных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности.
В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.
По образу жизни можно определить, как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание общения, какие цели они преследуют.
Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, социальные общности.
Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей.
В первом случае - это объективные социальные связи данной общности. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Психологические явления составляют основание этих объединений. Это - психологические общности.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса