logo
лекции по социальной психологии (Шп

72. Уровни диспозиции

' В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиции:

  1. первый уровень, который составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Уз­надзе. Они формируются на основе витальных по­требностей и в простейших ситуациях. Этот уровень диспозиций можно обозначить как «установка» (в за­падных исследованиях «sef»);

  2. второй уровень - более сложные диспозиции, кото­рые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе и соот­ветственно в тех ситуациях, которые заданы деятель­ностью в этой группе. Диспозиции такого рода соот­ветствуют социальной фиксированной установке, или аттитюду: который по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехком-понентную структуру и содержит когнитивный, аффек­тивный и поведенческий компонент;

  3. третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сфе­ры социальной активности, или базовые социаль­ные установки. Здесь видна конкретная «работа», конкретная область досуга - проявление личност­ной активности;

4 (четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности. Он ре­гулирует поведение и деятельность личности в наи­более значимых ситуациях ее социальной активно­сти. В системе ценностных ориентации выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и средствам удовлетворения этих целей, т.е. к та­ким «обстоятельствам» жизни личности, которые могут быть детерминированы только общими со­циальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических и идеологических принципов.

Предложенная иерархия диспозиционных образо­ваний, взятая «целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Не­обходимо соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятель­ности. Первый уровень означает регуляцию непо­средственных реакций субъекта на актуальную пред­метную ситуацию. Второй уровень регулирует поступки личности, осуществляемые в привычных си­туациях. Третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать пове­дением. Наконец, четвертый уровень регулирует це­лостность поведения, или собственно деятельность личности.

Подход к проблеме аттитюдов и принципиально новых позиций ликвидирует вырванность социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в ре­гуляции всей системы деятельности личности. В кон­кретных сферах общения, в достаточно простых ситуа­циях повседневного поведения при помощи аттитюда можно понять предрасположенность личности или ее готовность действовать определенным образом.

На высших уровнях диспозиций когнитивный, аф­фективный и поведенческий компоненты проявляют­ся в специфических формах, и, главное, удельный вес каждого из них различен. Естественно, что в относи­тельно более простых ситуациях при необходимости действовать с более или менее конкретными социаль­ными объектами аффективный компонент играет зна­чительную роль. Нельзя представить себе систему ценностной ориентации личности, включающей отно­шения к основным ценностям жизни, таким как труд, мораль и т.д. Таким образом,-сложность иерархиче­ской системы диспозиций заставляет по-новому по­дойти и к пониманию соотношения между тремя ком­понентами диспозиционных образований.