logo
лекции по социальной психологии (Шп

18. Классификация больших групп

В данном вопросе мы рассмотрим классификацию одного из тип групп - больших групп - с точки зрения социальной психологии.

Большие социальные группы классифицируют­ся по признакам.

1. По длительности существования выделяют:

2. По характеру организованности группы де­ лятся:

3. Можно также говорить об условных и реальных группах.

При этом существенным считается признак контакт­ности и взаимодействия. Половозрастные и профес­сиональные группы являются не реальными, а услов­ными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания.

4. Большие социальные группы могут быть откры­ тыми и закрытыми. Членство в последних определя­ ется внутренними установлениями групп.

Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждый тип этих групп об­ладает своеобразием, т.е. отличается друг от друга.

Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:

через общение, большая часть которого происхо­дит в определенной социальной сфере с четко вы­раженными чертами данной группы. Психология, группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «оди­наковое» для всех, но именно общее.

В своем развитии большие социальные группы проходят ряд этапов! Рассмотрим эти этапы более подробно.

Согласно классификации Г.Т. Дилигенского таких уровней три.

  1. Первый (самый низкий) уровень - типологи­ческий. Он характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то призна­кам. Эти признаки могут иметь существенное значе­ние в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологи­ческой общности. Примером служат предпринимате­ли на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом, осу­ществляя специфический вид деятельности.

  2. Второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее чле­нами. Это уровень идентификации. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности.