logo
лекции по социальной психологии (Шп

58. Роль индивида в группе

Еще одна характеристика индивида в группе - его роль.

Марксистская интерпретация понятия «социальная роль- должна быть реализована в операциональном определении. Обычно роль определяют как дина­мический аспект статуса. Но это распространенное определение не раскрывает еще действительного со­держания понятия. Наиболее целесообразно харак­теризовать динамический аспект статуса через пере­чень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Взяв такую группу как семью, можно показать взаимоотно-■ шения между статусом, или позицией, и ролью. Имен­но в семье различные статусные характеристики су­ществуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего ■£>• сына и т.д. В ходе развития самой группы и более СО широкой социальной структуры, в которую она вклю­чена, набор функций, ей соответствующих, может варьироваться в различных однотипных группах. . Система групповых ожиданий является важным компонентом характеристики положения индивида в группе. Этот специальный социально-психологический термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. Это относится прежде всего к тому, что от каждой по­зиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Через систему этих ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, группа определенным образом контроли­рует деятельность своих членов. Может возникать рас­согласование между ожиданиями, которые имеет груп­па относительно каждого ее члена и его реальным поведением, реальным способом выполнения им сво­ей роли. Для ожиданий, т.е. определенности их, в груп­пе существуют еще два чрезвычайно важных образо­вания: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы представляют собой «установле­ние моделей» - эталонов должного с точки зрения общества, в целом и социальных групп их и членов поведения. Если выразиться конкретнее, групповые нормы - это определенные правила, которые вырабо­таны группой, приняты ею и которым должно подчи­няться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют глав­ным образом регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Говоря о ценностях, нужно отме­тить, что они складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе об-"щественных отношений, ее опытом в организации опре­деленной деятельности. Если речь идет о таких отно­сительно общих и абстрактных понятиях, как добро, зло, счастье, можно смело говорить, что они могут быть рассмотрены как ценности общества.

Но при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Однако ценности группы могут не совпадать между собой, и в таком случае трудно говорить ^ценностях «общества».

Например, классы - это большие социальные груп­пы, в которых отчетливо видно специфику отношения . к каждой из таких ценностей. Как правило, и нормы, регулирующие поведение, и деятельность членов груп­пы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики груп­пы. Общезначимые и специфические нормы включе­ны в нормы группы и выработаны ею.