logo
лекции по социальной психологии (Шп

82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство

Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психо­логические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего - проблемы формиро­вания производственных коллективов.

Эти задачи по-разному раскрываются на различ­ных предприятиях, но по некоторым из конкретных тем являются типичными, что позволило поставить зада­чу построения общей модели психологической службы промышленного предприятия. Это озна­чает, что предлагаются некоторые общие для всех СЛ отраслей промышленного производства, для любых (О типов предприятий принципы организации такой служ­бы, выделяются пригодные для любых условий на­правления ее деятельности и формулируются реко­мендации относительно структуры службы, задач и методов ее деятельности, сколь бы различным кон­кретным содержанием она ни наполнялась.

Наиболее общими являются такие темы, как психо­логический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков. Психологический климат чаще всего определяется квк целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реаль­ную ситуацию трудовой деятельности (характер, усло­вия, организация труда) и характер межличностных отношений:

Несмотря на широкую практику исследования пси­хологического климата, операционализация этого понятия затруднена; различные исследователи понима­ют под психологическим климатом различный набор характеристик целостного состояния коллектива, чаще всего преобладающее эмоциональное состоя­ние, умонастроение членов коллектива проявляются в их удовлетворенности работой именно на данном предприятии, в данном коллективе. Следовательно, раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

  1. отношения между членами коллектива по вертика­ли (руководство, восприятие руководителя коллек­тивом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);

  2. отношения между членами коллектива по горизон­тали (сплоченность коллектива, характер межлич­ностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

  3. отношение к труду {удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.). Поскольку проявления психологического климата

многообразны как в поведении людей, так и в раз­личных системах их отношений, постольку не су­ществует и не может существовать какой-то еди­ной методики исследования психологического климата. Практически все известные социальной психологии методики применяются в данном слу­чае. Социальный психолог в каждой конкретной ситуации творчески подходит к составлению набо­ра методик. Он может комбинировать при этом ме­тодику наблюдения, интервью, социометрию, поляр­ные профили, различные способы диагностики группы, специальные приемы установления стиля руководства и т.д. Профессиональная подготовка психолога, работающего на промышленном пред-: приятии, тем и отличается, что он в состоянии сам определить необходимый набор методических средств исследования.