logo
лекции по социальной психологии (Шп

77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии

Проблематика социальной психологии в настоящее время является весьма актуальной не только в плане развития, но и для непосредственных нужд практи­ческой жизни. Для того чтобы проанализировать ос­новные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования, в отличие от типа исследований, которые осуществляются в рамках «чистой» науки.

В системе современного научного знания, разли­чают несколько основных типов исследований. Одна из классификаций строится на основании такого кри­терия, как связь задач исследования с непосред­ственными запросами практики. Именно по этому кри­терию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Но это такой «сильный» признак научного исследования, что он в значительной мере модифицирует и все другие ха­рактеристики исследовательской деятельности.

Очевидно, в самом общем виде различие между любым фундаментальным и прикладным исследова­нием сводится к тому, что первое отчетливо ориенти­ровано на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как второе - на отыскание спо­собов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Вопрос об их соотношении есть одна из актуальных проблем современного науковедения. Она становит­ся особенно острой в условиях научно-технической революции, влияющей на все сферы жизни общества, включая быт, культуру, психологию людей. В условиях научно-технической революции радикально изменя­ются статус и роль науки в обществе, во много раз возрастает ее авторитет и вместе с тем усложняется сама организация научного исследования, в том числе и прикладного. Значение этих проблем в условиях со­временного этапа развития общества подчеркивалось неоднократно.

Сам факт появления в науке прикладных исследо­ваний свидетельствует о резком возрастании роли науки в современном обществе. Ее превращение в непосредственную производительную силу прояв­ляется и в том, что результаты научных исследова­ний включаются в развитие самых различных областей общественной жизни. 8 современном обществе, где во все большей степени возрастают возможности сознательного управления социальными процесса­ми, прямые «приложения» науки к практике играют особую роль. Это возрастание роли прикладных ис­следований заставляет специально обсудить вопрос о том, как должны строиться отношения между при­кладной областью знания и ее фундаментальной частью.

Такая мера строгости в этом вопросе не обязательна в фундаментальном исследовании, хотя и здесь весь­ма желательна. Прикладное исследование, не содер­жащее такого плана реализации, вызывает неудов­летворенность заказчика.

Все сказанное означает, что прикладное ис­следование требует особой квалификации ис­следователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности. Ес­тественно, что все эти качества становятся осо­бенно значимыми, когда речь идет о прикладных исследованиях, касающихся сферы отношений между людьми.

78. СПЕЦИФИКА ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ | ПСИХОЛОГИИ

I Бурное развитие социально-психологических ис-

I следований в нашей стране в значительной мере было

' стимулировано именно потребностями практики. Это

I наложило свой отпечаток на становление самой на­ учной дисциплины.

| Если нормальный ход развития науки заключается

I Положительные моменты заключаются в том, что . различные области народного хозяйства и культуры | финансируют благоприятные возможности для разеи-I тия науки.

I Отрицательные моменты порождены тем, что со-I циальная психология зачастую еще не готова отве-' тить на некоторые вопросы, поставленные практикой. | Но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований. Происхо­дит это не потому, что социальные психологи не хотят добросовестно работать, а потому, что уровень раз­вития науки не всегда позволяет им дать всесторон­ний и глубокий ответ на практический вопрос. В этой I ситуации мыслимы две стратегии поведения иссле­жу дователя перед заказчиком: можно прямо очертить

круг собственных возможностей и отвести вопросы, на которые нельзя дать ответ на данном уровне раз­вития науки; можно согласиться со всеми предложен­ными проблемами, «принять» их как заказ, зная, что ответ заведомо не будет базироваться на должном уровне знаний.

Первую позицию занять труднее: многие полагают, что такого рода «признания» в неспособности со­циальной психологии решить определенные вопросы компрометируют науку.

На первый взгляд вторая позиция выглядит не толь­ко как более привлекательная, но и как более смелая. Однако полученный в исследовании результат при условии выбора второй стратегии может нанести со­циальной психологии несоизмеримо больший урон, чем первой. Конечно, престиж социальной психоло­гии в обществе во многом зависит от того, насколько плодотворны ее практические приложения, но вряд ли можно всерьез думать, что престиж этот может долгое время сохраняться на таких практических ре­комендациях, которые не фундированы всерьез пред­шествующими им чисто научными разработками. Раз­витие прикладной социальной психологии в качестве своего важнейшего условия имеет развитие фунда­ментальных исследований, касающихся основных проблем данной науки.

На современном этапе гораздо более корректной позицией является позиция точного указания на то, что «может» и чего «не может» сегодня социальная психология. В тех областях, где прикладные социаль­но-психологические исследования возможны, социаль­ный психолог должен подойти к ним с максимальной ответственностью. Названные специфические черты прикладных исследований в полной мере представ­лены и в социальной психологии. Зачастую здесь они обрастают еще целым комплексом специфических трудностей.