logo
лекции по социальной психологии (Шп

42. Формирование я-концепции

Знания о собственном «Я» человек получает из мно­гих источников.

В течение детства на нас воздействуют определенным образом родители и другие члены семьи, учителя, друзья, знакомые, которые могут выступать как авторитеты. Так, ребенок, которого родители водят на абонементные кон­церты в филармонию, может прийти к мысли о себе как культурном человеке. Мальчик, занимающиеся с успехом в детской футбольной школе, может со временем считать себя ловким и спортивным. Социализация, формирующая ранний опыт личности, закладывает определенную осно­ву наших знаний о себе, «Я-концепцию».

По данным ряда исследований, чувство «Я» на­чинает формироваться с младенчества, начиная с осознания ребенком того, что он является отдель­ным индивидом. В раннем возрасте мы обладаем до­вольно ясным пониманием своих личностных качеств и самооценкой. Более того, многие изменения, про­исходящие в среднем и даже позднем возрасте, могут влиять на -Я-концепцию- личности.

Откуда люди получают знания о собственном «Я» -из ряда источников. Это ранняя социализация, оцен­ки других людей, самонаблюдение, наблюдение за по­ведением других людей и соответствующие сравне­ния, членство в различных социальных группах, включая ту или иную этническую общность.

  1. Отраженная оценка. Мы получаем знания о се­бе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX а. Ч. Кули развил концеп­цию «зеркального Я», утверждая, что люди восприни­мают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

Обратная связь. Маргарет Мид убедительно до­казала, что «Я-концепция» возникает в результате взаи­модействия с другими людьми. По Мид, наша Я-кон цепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие «Я-концепции» в большой степени свя­зано С языком, так как культурные ценности, как пра­вило, транслируются посредством языка.

  1. Самовосприятие. Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизне­деятельности мы отмечаем, что постоянно предпочита­ем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений так­же дает нам некоторое знание о своем «Я».

  2. Информация, получаемая из окружающей об­становки. Окружающая действительность также пре­доставляет нам информацию о наших личностных качест­вах. В частности, сильное влияние на «Я-концепцию» оказывают те факторы, которые делают нас особенны­ми. Например, Мак-Гир и его коллеги попросили сту­дентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к муж­скому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

  3. Сравнение с другими людьми. Порой нам хочет­ся оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информа­ции. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсуль­тироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распо­ряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и на­блюдения за действиями других танцующих мы можем со­ставить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.