logo
лекции по социальной психологии (Шп

51. Точность межличностной перцепции

В социальной психологии термин «социальная пер­цепция», или «межличностная перцепция», «восприя­тие другого человека», употребляется в вольном смысле, но последние исследования ив общей пси­хологии восприятия характеризуются сближением восприятия и других познавательных процессов. В об­щем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних призна­ков, соотнесение их с личностными характеристика­ми воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. . Один из них - осмысление всей совокупности «по­ме*», СНЯЩих'на пути межличностной перцепции. Существует факт неточности, который все же помо­гает в определении ее меры. То же можно отнести и к другому ряду средств, а именно к пристальному изучению перспективных способностей субъекта вос­приятия. Здесь мы можем установить соотношение характеристик воспринимающего и объекта вос­приятия. В частности, в экспериментах по межлич­ностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов:

  1. переменные, при помощи которых субъект восприя­тия описывает самого себя;

  2. переменные, при помощи которых субъект восприя­тия описывает ранее знакомых личностей;

  3. отношения между собой и объектом восприятия;

  4. ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции.

Имеется в виду точность восприятия, которую мы можем проверить, сопоставив его результаты с объек­тивной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. Определенную помощь в этом со­поставлении могут оказать различные личностные

тесты, хотя это и не единственный инструмент иссле­дования личности, поскольку всякому личностному тесту присущи те или иные ограничения. В них фикси­руется и измеряется то, что задано экспериментато­ром, а не то, что есть на самом деле.

Идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей возникла достаточ­но давно, однако эксперименты не дали все же од­нозначного ответа (можно ли обучить искусству бо­лее точного восприятия другого человека). Ряд усилий связан с использованием для этих целей социально-психологического тренинга, специаль­ные приемы которого ориентированы на повышение перцептивной точности восприятия. Программы тре­нинга многообразны. Особенно интересен тренинг для лиц, точность восприятия для которых особенно значима. Это учителя, врачи, руководители различ­ных рангов и т.д.

Следовательно, всякое сопоставление, которое можно сделать подобным образом, есть всегда сопо­ставление с данными некоторого третьего лица, ко­торые, в свою очередь, также есть результат чьего-то познания. То же самое распространяется и на экспертные оценки. Суждение экспертов, хорошо знающих человека, который выступает объектом вос­приятия, их экспертные оценки в определенных слу­чаях представляют трудность, так как отсутствует воз­можность точности восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объектив­ных методик, что заставляет искать другие подходы.

Однако вопрос по повышению точности восприя­тия, заданный совместной деятельностью, нельзя считать полностью решенным. В результате иссле­дований этого частного вопроса, относящегося к ха­рактеристике общения, возникает все большая необ­ходимость исследовать его в контексте конкретных групп и конкретной деятельности этих групп.