logo
лекции по социальной психологии (Шп

2. Современные представления о предмете социальной психологии

В конце 1950 - начале 1960-х гг. происходит раз­вертывание второго этапа развития социальной пси­хологии.

В этот период происходит расширение запросов практики, заостряются проблемы сознательного ре­гулирования и управления общественными процес­сами. Решение возникающих проблем позволяло ана­лизировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни, в условиях которой человеческий фактор приобретает значительную роль. А исследование механизмов конкретного взаимодействия как на социологическом, так и на социально-психологическом уровне оказывается воз­можным и необходимым провести в преломлении че­рез личность.

К тому времени уже произошли серьезные измене­ния и в самой психологической науке, превратившей­ся в развитую дисциплину, располагающую как солид­ными теоретическими работами, так и практикой экспериментальных исследований. Выросла квали­фикация кадров в профессиональном и методоло­гическом плане. В связи с этим начали возникать предпосылки для очередного обсуждения вопроса о предмете, задачах и методах, а также о месте со­циальной психологии в системе наук. Все это стано­вилось очевидным и возможным. Считается, что именно в этот период в вопросе о социальной лсихологии сложилось три подхода. Первый подход, получивший наибольшее распрост­ранение, представлял социальную психологию как науку о «массовйдных явлениях психики». Исследо­ватели рассматривали разные явления, подпадаю­щие под это определение. Иногда акцент делался на изучении психологии классов и других больших социальных общностей, а также на отдельных элемен­тах, сторонах общественной психологии групп, таких как традиции, нравы, обычаи и т.п. С другой сторо­ны, наибольшее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким массовым явлениям, как мода. И все-таки в рамках данного подхода велись непрерывные разговоры о необходимости изучения коллектива. Таким образом, наблюдается разделе' ние терминов на «общественную психологию» (уро­вень общественного сознания, характерный для от­дельных социальных групп, прежде всего классов) и «социальную психологию' (науку об этой общест­венной психологии).

Второй подход, являющийся главным при иссле­довании личности в социальной психологии, делает акцент на психических чертах, особенности лично­сти, ее положении в коллективе, типологии лично­сти, а уж потом исследуются положение личности в коллективе, межличностные отношения, вся систе­ма общения.

Уже позднее в процессе дискуссии возник вопрос о месте так называемой психологии личности в си­стеме психологического знания. Изучалось: это раздел общей психологии, эквивалент социальной психоло­гии или вообще, самостоятельная область исследо­ваний? Сторонники данного подхода, оказавшегося популярным в среде психологов, называют его более психологичным, позволяющим представить социаль­ную психологию как разновидность именно психоло­гического знания.

Третий подход представляет собой синтез двух пре­дыдущих. Здесь социальная психология рассматри­вается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положения (в обществе) личности в груп­пе. Впоследствии проблематика социальной психо­логии представлялась достаточно широкой и охваты­вала практически весь круг вопросов.