79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
В области социальной психологии проблема эффективности не решается столь просто. В ней нужно различать две стороны: в чем может проявляться эффективность каждого отдельного исследования (и соответственно как измерять ее) и что значит эффективность социальной психологии в широком плане (т.е. каковы возможности данной науки в принципе с точки зрения внедрения результатов исследований). Каждая из этих сторон имеет свои собственные проблемы,
Эффективность каждого отдельного прикладного исследования может, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социальных психологов дадут прямой экономический выигрыш. Можно легко представить себе такую ситуацию, что исследование, пред-положим, психологического климата промышленного U] предприятия приведет к таким существенным преоб-~~J разеваниям в области трудовой дисциплины и производительности труда, что предприятие начнет резко перевыполнять планы, экономить сырье и т.д. При этом эффект социально-психологического вмешательства получит денежное выражение.
Предположим, что мы научимся считать .экономический выигрыш от внедрения социально-психологических рекомендаций. Будет ли это означать, что мы умеем учитывать все аспекты эффективности прикладного исследования? Разумеется, нет. Эффективность социально-психологического исследования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколько . экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторона вопроса - социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности - не менее важная характеристика. Благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, уменьшение текучести кадров. Вместе с тем благоприятный психологический климат улучшает настроение коллектива, каждого работника в отдельности, стимулирует его к повышению собственной культуры, развивает в людях активность, общительность, чуткость по отношению друг к другу и т.п. Единиц, в которых измеряется такой моральный, чисто психологический, выигрыш, не существует. Следовательно, при оценке эффективности прикладных исследований в социальной психологии надо как-то, хотя бы на описательном уровне, фиксировать и эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, сказать, что одно из них эффективно, а другое нет, судя только по количеству увеличившейся продукции в одном из изученных коллективов.
В социальной психологии специфически решается проблема «внедрения». Не всегда социальный психолог в состоянии сам внедрить свою рекомендацию. Он может дать серьезный анализ, например, деятельности руководителей на каком-то предприятии, доказать, что в отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за того, что руководитель не обеспечивает 00 оптимальной рабочей атмосферы. Рекомендация бу- Ю дет сформулирована так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха не соответствует и должен быть заменен. Но заменяет его не социальный психолог. В каждом учреждении, на каждом предприятии есть своя система выдвижения и замены кадров, и принятие решения по этому вопросу есть компетенция администрации, профсоюза, общественных организаций, но никак не социального психолога. Таким , образом, в ряде случаев возникает дистанция между «знанием» и «решением» их: субъектами знания и решения являются разные звенья организации социального процесса. Если же согласиться с тем, что роль социальной психологии при проведении прикладных исследований чисто консультативная, то это вновь заставляет задуматься над вопросом об измерении эффективности таких исследований. Для решения его, безусловно, прежде всего необходимо накопление некоторого опыта.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса