logo
лекции по социальной психологии (Шп

76. Перспектива исследований личности в социальной психологии

Традиционная постановка проблемы личности в со­циальной психологии, как видно, нуждается в даль­нейшем развитии. Ее узость определяется не только тем, что остается много спорного и противоречивого в понимании социально-психологических качеств личности. Необходимо преодолеть еще как минимум два ложных стереотипа.

О первом из них уже говорилось - это традицион­ное противопоставление личности и группы. Ограниченность такого подхода заключается не толь­ко в том, что личность и группа просто сопоставляют­ся, в то время как внутренний план существования личности в группе остается за пределами анализа. Другим следствием этого традиционного подхода яв­ляется молчаливое предположение, что анализиру­ется одна личность, даже если она рассмотрена внут­ри группы. Сама же группа при этом предстает как некоторая целостность, состав которой в данном кон­тексте не уточняется.

Хотя об этом не говорится прямо, но можно пред­положить, что группа в этом случае рассматривается как состоящая не из личностей, а например, из инди­видов. Такая позиция нигде не сформулирована, так как исследования личности в социальной психологии обычно вообще не сопрягаются с общепсихологиче­ским подходом, выявляющим различие между лич­ностью и индивидом. Но если все же наложить одну схему анализа на другую, то вывод должен быть сде­лан однозначный: в традиции социальной психологии утвердилось представление о том, что личность со­относится с группой, другие члены которой личностя­ми, по-видимому, не являются.

Этот вывод получает подкрепление в тех исследо­ваниях, которые рассматривают личность как обра зование более высокое, чем индивид, отличающее­ся от него, например, наличием творческих способ­ностей. Хотя это конкретное отличие и представля­ется спорным, сам по себе подход сравнения личности и индивида на абстрактном уровне вполне возможен.

Однако как только проблема опускается на более конкретный, в частности на социально-психологиче­ский, уровень, то здесь сразу же обнаруживается ряд трудностей. Разве в действительности одна личность взаимодействует с группой? Их Может быть несколь­ко, в пределе вся группа может состоять их лично­стей. Тогда снимается противопоставление личности такому образованию, которое состоит не из лично­стей.

Группа, состоящая не из личностей, - это такая реальность, в которой качества, присущие одному из ее членов, нельзя рассматривать принципиально отлично от качеств, присущих другим членам: все члены группы - личности, и именно их взаимодей­ствие «дано» как реальная жизнедеятельность груп­пы. Проблема преобразуется, таким образом, из проб­лемы «личность в группе» в проблему «личности в группе». И это имеет не только принципиальное, ме­тодологическое, но и огромное практическое значе­ние, особенно в условиях развития общества. Цель этого общества - гармоничное всестороннее разви­тие личности. Предполагается, что каждый человек получает возможность такого развития.

Можно предположить, что такой подход прольет свет на еще одну нерешенную проблему, а именно на проблему соотношения социальной и дифферен­циальной психологии. Распространенное обвинение социальной психологии в том, что в ней недоучиты­вается роль индивидуальных психологических особен­ностей человека, в определенном смысле справед­ливо.